Кандаурова Людмила Ивановна
воспитатель
МБДОУ детский сад №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у детей – одна из проблем, которую необходимо изучить педагогу на современном этапе. Детская художественная литература справедливо может рассматриваться как средство нравственного и эстетического воспитания, развития мышления, познания и литературной речи.
Отбирая литературу, необходимо помнить, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Книга должна иметь глубокую убежденность и художественную выразительность. Такой книгой для ребёнка может быть только сказка. Для ребенка сказка – это не просто фантазия, но и особая реальность, помогающая установить для себя мир человеческих чувств, отношений. В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом определяет нравственный смысл жизни.
При работе над сказкой мы используем универсальную методику, предложенную Л. Б. Фесюковой.
В основе данной методики – интеграция, труды Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Г. Альтшуллера, М. Шустермана и др. и, конечно же, собственный опыт автора. Применяя уникальную схему в образовательной деятельности, решаются семь проблем:
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
Нравственный урок и воспитание добрых чувств являются основными проблемами в работе над сказкой, а другие сопутствующие. Отталкиваясь от предложенной схемы, попытаемся рассмотреть некоторые произведения.
План-схема работы со сказкой «Колобок» по методике Л. Б. Фесюковой.
- Нравственный урок.
Цель: развивать умение находить выход из любой сложившейся ситуации. Обсудить положительные и отрицательные стороны в поведении Колобка.
Положительные стороны в поведении Колобка: добрый, веселый, доверчивый.
Отрицательные стороны в поведении Колобка: непослушный, нельзя без разрешения взрослых уходить из дома, наивный, глупый.
- Воспитание добрых чувств.
Можно ли лису назвать доброй? Почему?
Игра «Хорошо – плохо» (Лиса поступила хорошо и Лиса поступила плохо).
Игровое упражнение «Если бы вы попали в сказку, на месте какого героя хотели бы оказаться?» (другими словами «Ты кто в этой сказке?»)
Использование приема «нравственной лесенки», где детям предлагается расставить персонажи так, чтобы на верхних ступенях находились более понравившиеся, а на нижних – менее понравившиеся герои. Размещая действующих лиц сказки по «нравственной лесенке», дети задумываются над нравственным смыслом поступков героев сказки, что имеет большое значение для развития их аффективного воображения.
- Речевая зарядка.
Подобрать однокоренные слова к слову «лиса» (лисонька, лисичка, лисий и т. д.)
Подобрать определения: Лиса какая? (хитрая, злая, умная, сообразительная, находчивая).
Подобрать определения: Колобок какой? (добрый, глупый, наивный, весёлый, доверчивый, непослушный).
Познакомить детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивать картинки с их изображением, например: амбар, сусек.
Придумать новое название к сказке: «Как лиса съела Колобка», «Происшествие в лесу», «Колобок – румяный бок», «Обманутый колобок».
- Развитие мышления и воображения.
Появление волшебной палочки (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Объединить со сказкой «Заюшкина избушка».
- Сказка и математика.
Предложить детям зашифровать сказку геометрическими фигурами.
Кого встретил на своем пути Колобок? Сколько их было? Какой по счету была Лиса? И т. д.
- Сказка и экология.
Что могло бы произойти, если бы Колобок умел ориентироваться в лесу? Познакомить детей с основными способами ориентировки в пространстве.
Представьте, что всё произошло зимой.
- Сказка развивает руки.
Игровые упражнения «Нарисуй сказку по схеме», «Пантомима», «Нарисуй тропинку, которая помешала Лисе встретиться с Колобком».
Таким образом, взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми. Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует данную методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. Надеемся, что использование универсальной методики в работе со сказкой поможет поддержать интерес ребёнка не только к книге и чтению, но и введёт его в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий, так как мудрость сказки позволяет пережить то, что особенно человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл.