ОСНОВНОЙ ПОДХОД В ПОИСКЕ ЮНЫХ ДАРОВАНИЙ.

0
787

 

Косарева Людмила Владимировна

Бурцева Татьяна Владимировна

Полтавцева Валентина Николаевна

воспитатели

МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»

Старооскольского городского округа

материалы в печатный сборник 

 

Если дети – национальное достояние любой страны,

то одарённые дети – её интеллектуальный

и творческий потенциал.

Р.Н. Бунеев

 

Дети – наша надежда и опора в будущем и от нашего нынешнего воспитания зависит благополучная дальнейшая жизнь, ибо что мы посеем, то и пожнём. Мы, педагоги, часто задумываемся: каким же будет человечек, рождённый в XXI веке, в настоящее время посещающий группу нашего детского сада. В данный момент маленький человек знает ещё очень мало и с трудом ориентируется в таком сложном мире взрослых. Он учится общаться со сверстниками, проявляя своё «Я», стараясь убедить окружающих в своей индивидуальности.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития таких детей.

Каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ему достичь больших высот в своём развитии.

Одарённость детей дошкольного возраста, её своевременное выявление и сопровождение волнует многих специалистов, педагогов и родителей. По данным Л. Пасечника, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но проблема состоит в том, что большая часть талантов дошкольников не раскрывается вовремя и не поддерживается в период дошкольного детства. В результате всего 2-5% детей проявляют себя как «одарённые».

Одарённый ребёнок в детском саду — это особая категория детей, которая отличается от своих сверстников большей потребностью в получении новой информации, более высоким уровнем обучаемости и возможностью быстро и легко усваивать новый материал. Они легко приспосабливаются к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе, имеют тенденцию руководить играми или занятиями сверстников.

Воспитанники данной категории не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Одарённые дети чаще ищут общения со взрослыми, так как они понимают их лучше, чем сверстники. Они более склонны к независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. В детском саду ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, если будут созданы благоприятные условия для этого:

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приёмов, игровых технологий;
  • поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;
  • работа кружков и секций, развивающих творческую направленность ребёнка;
  • участие детей в различных праздниках, конкурсах, соревнованиях, театрализованных играх, выставках детского творчества;
  • тесное сотрудничество с семьёй.

Работу с одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребёнок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Поскольку ФГОС дошкольного образования не подразумевает проведение мониторинга уровня развития детей, а предполагает только педагогическую диагностику в виде наблюдений за деятельностью ребёнка в режимных моментах, в совместной деятельности с воспитателем, в самостоятельной деятельности, перед педагогами детских садов встала задача — как своевременно выявить способность того или иного ребёнка в разных сферах деятельности с тем, чтобы направить его интересы в русло дальнейшего развития.

Наши наблюдения за воспитанниками заставили задуматься над вопросом построения целенаправленной работы с одарёнными и высокомотивированными детьми и выбрать мероприятия, направленные на выявление и продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие.

Выявляя и развивая способности детей в детском саду, мы выбрали конкурсное сопровождение воспитанников. Участие детей в интеллектуальных и творческих конкурсах даёт возможность показать уровень развития дошкольника: наличие или отсутствие конструктивных и творческих способностей, умение анализировать, сравнивать, синтезировать полученные знания, решать проблемы поискового характера и т. п.

Наши воспитанники, дети старшего дошкольного возраста, активно участвуют в конкурсах всероссийского, регионального, муниципального уровней, которые направлены на показ знаний в той или иной области образования, художественно-эстетического развития, развития интеллекта, повышения мотивации к школьному обучению через игру и соревнования.

Участие детей в конкурсах «Я – исследователь», научно-практической конференции «Юные исследователи окружающей среды» дают возможность выявить приоритеты в интересах ребёнка, диагностировать его успешность в сферах деятельности за пределами образовательной программы, рассмотреть те формы деятельности, которые для него наиболее естественны, составить прогноз на развитие его способностей. Неоднократно наши воспитанники становились призёрами конкурсов, представляя исследовательские проекты различной тематики: «Мир динозавров», «Эти загадочные сталактиты», «Удивительный крахмал».

Развитию творческих способностей и духовно-нравственных ценностей способствует конкурс «Пасхальный Благовест».

Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера, таких как «Осенние вытворяшки», «Кораблик детства», «Мама милая моя» и др.

Для нас своеобразной находкой стали не только очные, но и дистанционные детские конкурсы, все туры проводятся на базе детского сада, не отдаются домой родителям для выполнения, а затем отправляются в оргкомитет, поэтому результаты достаточно объективны. Интересным для нас в этом плане стал конкурс «Мечтай. Исследуй. Размышляй». Он проводится в несколько туров, имеющих свою направленность, и позволяет выявить степень интеллектуального развития участника. Результаты конкурса представлены в виде уникальной лепестковой диаграммы, благодаря которой имеется возможность проследить, какими интеллектуальными способностями одарён ребёнок от природы, а какие следует развивать, выявить приоритеты в интересах, составить прогноз развития его способностей.

Развитие ребёнка будет не гармоничным, если не наладить сотрудничество с семьёй. Исходя из этого, на базе детского сада проводились семинары, тренинги, различные методические мероприятия, как с родителями, так и со всем персоналом детского сада, целью которых было повышение психолого-педагогической компетенции при сопровождении одарённых детей.

Только при условии, что у педагога и родителя будет желание и возможность увидеть в своем ребёнке талант, они смогут зажечь искорку одарённости, а затем развить этот талант до должного уровня. На сегодняшний день все выпускники нашей группы успешно обучаются в школах города, продолжают посещать дома творчества и становятся лауреатами и призёрами различных конкурсов. Мы стараемся поддерживать с ними связь посредством сети интернет, организовываем на базе нашей организации «День открытых дверей», где дети могут встретиться друг с другом, рассказать о своих успехах, поделиться планами на будущее.

Следует отметить, что особые возможности или одарённость ребенка -дошкольника – это хрупкий мостик, который при правильной поддержке взрослых может превратиться в крепкий мост на пути к успеху. Бывает и так, что большие способности, проявившиеся в дошкольном детстве, без поддержки и развития угасали, а дети, не имеющие выдающихся способностей, но упорные в труде, добивались больших результатов. И задача педагогов и родителей – поддержать ребенка, обладающего уникальными способностями, дать ему возможность проявить себя еще в дошкольном детстве, раскрыть свои таланты, чтобы в дальнейшем, когда он перейдет на следующую ступень образования, его способности не угасли, а развивались дальше.

 

По материалам Научно-практической конференции «Организационно-педагогические условия работы с одаренными детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 

 

Понравился материал?

Не забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь