Семерез Анастасия Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Журавлик»,
г. Старый Оскол
Материал – УЧАСТНИК Межрегионального семинара «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
В последнее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Физические и нервно-психические нагрузки, связанные с овладением новыми видами и формами деятельности, должны находиться под контролем педагогов и систематически анализироваться.
Так как, в последние годы мы видим ухудшение в здоровье детей, всплеск хронических и межсезонных простудных заболеваний, то
заинтересованность педагогов в создании здоровьесберегающей среды становится приоритетной стратегией деятельности организации, а формирование здоровья ребенка – ведущей деятельностью.
В числе многообразных факторов, влияющих на ухудшение здоровья и работоспособности, – значительное снижение двигательной активности.
Комфортные условия жизни способствуют уменьшению количества движений, производимыми детьми в течении дня. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их переутомление, что влечет за собой сбой возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.
Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержки умственного развития, снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Движения для ребенка – важнейший источник получения представлений о действительности – имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.
Дошкольный возраст – наилучшее время «запуска» человеческих способностей. В это время формирование личности происходит очень быстро. От того, как ребенок проведет данный отрезок жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Поэтому мы взрослые должны приложить все усилия на создание условий для всестороннего развития детей и их подготовки к систематическому обучению в дальнейшем. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе не только способствует формированию у детей готовности к обучению, но и позволяет полноценно проявлять себя в жизни.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть разными:
- – НОД в физкультурном зале и на спортивной площадке;
- – плавание в бассейне;
- – утренняя гимнастика;
- – физкультминутки;
- – подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
- – самостоятельная двигательная деятельность;
- – индивидуальная работа с детьми;
- – активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).
Главная задача – удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении; добиваться высокого уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создавать условия для разностороннего развития детей и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.
Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то мы стараемся решать все образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи в игровой форме. В игре обогащается чувственные и жизненный опыт каждого ребенка, она положительно влияет на целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление и восприятие. Они формируют первые нравственные ориентиры, волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Все это способствует укреплению физического и психического здоровья.
Физкультурный досуг – одна из форм физического воспитания, которая наполняет жизнь ребенка эмоциональной двигательной деятельностью. Во время досугов дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, демонстрировать выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение. Он не требует специальной подготовки. Строится на знакомом материале. Досуг может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Дети могут вместе со сказочными героями путешествовать по лесу, оказаться в сказке, выполняя при этом различные упражнения, играть в подвижные и спортивные игры. Дошкольникам предоставляется возможность проявить самостоятельность и смекалку в добывании ключа или подсказки к следующему заданию. Почувствовать трудности в подготовке и организации досуга.
По содержанию и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строится на знакомых играх и игровых упражнениях, элементах спортивных игр («Школа мяча», «Мы – хоккеисты»), упражнениях с основными движениями («Праздник обруча», «Праздник скакалки»).
При планировании физкультурного досуга мы учитываем и соответствие тематике календарно-тематического планирования:
- – досуги посвященные временам года «Осень, в гости к нам пришла», «Зимние забавы», «Весенние старты «Здоровей-ка!»;
- – посвященные государственным праздникам «День флага», «День защитника отечества», «Тренировка космонавтов», «День шофера»;
- – посвященные народным праздникам и обычаям «Масленица», «День Нептуна», «Поясок»;
- – Посвященные здоровому образу жизни и безопасности «Туристы», «Мы едим, едим, едим…».
Так же у нас проходил «Нескучный досуг» с использованием оборудования, изготовленного из бросового материала. Когда обычные игрушки перестают привлекать и интересовать детей, можно предложить им игры с необычным бросовым материалом. Такие игры забавляют детей, приносят им удовольствие. Они:
- – развивают двигательную активность детей и мелкую моторику;
- – расширяют кругозор детей, учат экспериментированию;
- – положительно влияют на познавательные процессы, речь и интеллект;
- – совершенствуют предметно-игровую деятельность, развивают коммуникативные навыки.
Так досуги здоровья помогают нам решить оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи через подвижные игры и игровые упражнения, и самое главное повысить двигательную деятельность детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Анисина Ю.В. Система оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОО. //Инструктор по физической культуре. – 2018. – №7. – С.24
- Гусева Т.А., Иванова Т.О. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Ковеня Г.Н. Спортивный праздник «Капельки здоровья». //Инструктор по физической культуре. – 2016. – №8. – С.49
- Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.