Кунашкова Екатерина Александровна
Агаркова Ирина Николаевна
Хожайнова Елена Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
секция 5. – Условия для реализации регионального компонента через создание РППС
название – ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К ПРИРОДНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Федеральной образовательной программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющих ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
«Родной край – это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны». Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны.
Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
Цель нашей работы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, на основе исторических и природных особенностей родного края.
Для достижения цели мы в своей работе поставили следующие задачи:
1) Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу. Воспитание у дошкольников, в первую очередь, уважительного отношения к людям в общении с близкими и сверстниками.
2) Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей.
Наша работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.
- Социально-коммуникативное развитие.
Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные). «Моя семья, моя родословная», «Герб моей семьи», «Путешествие по городу» и т. д. Совместная деятельность развивает у детей принятие элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Познавательное развитие:
Проводим виртуальные экскурсии по городу, музеям. Были реализованы краткосрочные проекты: «Быть мамой», «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой город».
- Речевое развитие
В рамках краткосрочных проектов детьми составлялись рассказы на тему «Моя семья», «Мой город», совместно с родителями дети разучивали стихотворения о городе, доме, семье.
- Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями проводит праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, хороводами.
- Физическое развитие
С детьми проводятся разнообразные подвижные игры, в том числе и народные, используем считалки, загадки.
В процессе работы с детьми применяем мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто послушать рассказ воспитателя, о каких-либо объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Процесс патриотического воспитания детей не ограничивается лишь одними занятиями. Воспитание детей осуществляется ежесекундно.
В свободной деятельности используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные патриотические объекты.
В своей деятельности мы руководствовались ведущими принципами развития дошкольников. Мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей группы, мотивируем активную деятельность детей. Нами разработана картотека игр по патриотическому воспитанию.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию в группах созданы необходимые условия:
- – оформлен патриотический уголок;
- – в зависимости от тем недели организуются фотовыставки «Люби и знай родной край» с конкретным наполнением;
- – организуются выставки рисунков «Мой город», «Герб моей семьи»;
- – подобраны книги о нашем городе;
- – наглядно-иллюстративный материал;
- – сделаны дидактические игры.
В патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своим городом, красотой родной природы, своим народом, своей страной.