ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К ПРИРОДНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ

0
966

Кунашкова Екатерина Александровна
Агаркова Ирина Николаевна
Хожайнова Елена Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секция 5. – Условия для реализации регионального компонента через создание РППС

название – ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К ПРИРОДНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Федеральной образовательной программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющих ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.

материалы в печатный сборник 

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

«Родной край – это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны». Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны.

Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Любовь ребенка  к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Цель нашей работы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, на основе исторических и природных особенностей родного края.

Для достижения цели мы в своей работе поставили следующие задачи:

1) Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу. Воспитание у дошкольников, в первую очередь, уважительного отношения к людям в общении с близкими и сверстниками.

2) Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей.

Наша работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.

  1. Социально-коммуникативное развитие.

Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные). «Моя семья, моя родословная», «Герб моей семьи», «Путешествие по городу» и т. д. Совместная деятельность развивает у детей принятие элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

  1. Познавательное развитие:

Проводим виртуальные экскурсии по городу, музеям. Были реализованы краткосрочные проекты: «Быть мамой», «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой город».

  1. Речевое развитие

В рамках краткосрочных проектов детьми составлялись рассказы на тему «Моя семья», «Мой город», совместно с родителями дети разучивали стихотворения о городе, доме, семье.

  1. Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный руководитель совместно с воспитателями проводит праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, хороводами.

  1. Физическое развитие

С детьми проводятся разнообразные подвижные игры, в том числе и народные, используем считалки, загадки.

В процессе работы с детьми применяем мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто послушать рассказ воспитателя, о каких-либо объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Процесс патриотического воспитания детей не ограничивается лишь одними занятиями. Воспитание детей осуществляется ежесекундно.

В свободной деятельности используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные патриотические объекты.

В своей деятельности мы руководствовались ведущими принципами развития дошкольников. Мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей группы, мотивируем активную деятельность детей. Нами разработана картотека игр по патриотическому воспитанию.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию в группах созданы необходимые условия:

  • – оформлен патриотический уголок;
  • – в зависимости от тем недели организуются фотовыставки «Люби и знай родной край» с конкретным наполнением;
  • – организуются выставки рисунков «Мой город», «Герб моей семьи»;
  • – подобраны книги о нашем городе;
  • – наглядно-иллюстративный материал;
  • – сделаны дидактические игры.

В патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своим городом, красотой родной природы, своим народом, своей страной.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь