Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе изучения истории своей семьи и страны через песни военных лет

Анопкина Елена Николаевна
Сахарова Эльвира Константиновна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старый Оскол

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

Патриотизм – очень сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это чувство формируется постепенно, с самого детства. Что такое «патриотизм для детей»? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений. Как известно, процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.

Придерживаясь этого мнения, мы решили организовать проект «Дорогами войны с песней» по приобщению дошкольников к истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, пробуждение интереса к героям Отечества на примерах лучших музыкальных произведениях героико-патриотической направленности.

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие песни (походные, строевые, лирические) сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках. Они выражали чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врага. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты песни пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Пожалуй, именно песни стали особым и уникальным средоточием того времени с его мужеством, щемящим светлым лиризмом и трепетной надеждой на мирное будущее. Помним ли мы эти песни сегодня? Сохраняем ли в себе тепло и радость семейного единства, центром которого когда-то были «Землянка», «Синий платочек», «Эх, дороги…». Входят ли они, как и прежде, в круг и систему наших важных семейных ритуалов? Что связано в нашей жизни и в жизни близких нам людей с этими драгоценными реликвиями нашей общей истории и судьбы?

материалы в печатный сборник 

На эти вопросы мы ответили, организовав проект «Дорогами войны с песней». Целью нашего проекта стало формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через личностное восприятие песен Великой Отечественной войны.

Задачами проекта были:

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  2.  Познакомить с историческими фактами военных лет через песенное творчество.
  3. Познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания.
  4. Воспитывать будущих защитников Отечества.
  5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
  6. Поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в общение со сверстниками и взрослыми, в процессе анализа музыкальных произведений.
  7. Воспитывать у детей интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны и послевоенный период. Через песню развивать патриотические чувства к своей Родине.

Проект был разделен на несколько этапов. На первом этапе проводились познавательные беседы с прослушиванием и разучиванием песен по определенной тематике.

Тема № 1. Песни грозовых дней (патриотические).

Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача.

Программное содержание: Рассказ о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны. Раскрыть понятие «Священная война».

Тема № 2. Лирические песни фронтовых лет.

Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

Программное содержание Знакомство с лучшими лирическими песнями военных лет. Рассказ о том, как лирические песни влияли на героизм людей на фронте и в тылу.

Тема № 3. Прощальные песни или долгая дорога войны.

Репертуар: «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

Программное содержание: Знакомство детей с «прощальными» песнями военных лет. В ходе бесед по этой теме мы старались объяснить детям, почему это важно было для солдат.

Тема № 4 Победная песня «День Победы»

Репертуар: «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл.В. Харитонова. Программное содержание: Знакомство детей с песней «День победы». Раскрытие понятия «праздник с сединою на висках». Закрепление знания детей о празднике 9 Мая.

Одновременно с проведением тематических занятий проводились и другие формы работы с дошкольниками: рассматривание иллюстраций и картины о ВОВ, выставка-конкурс рисунков на тему «Мой Белгородский край родной», «День победы». Одной из интересных форм работы с детьми стало рисование под музыку. Дети слушали музыку и воплощали ее в рисунках. Создать альбом «Памятные места родного города» нам помогла такая форма работ с родителями как маршрут выходного дня по памятным местам нашего города. Родителям мы помогли составить правильную беседу с ребенком о войне с помощью заранее продуманных вопросов. Дети содержательно и интересно делились впечатлениями об экскурсии. 

На заключительном этапе было проведено мероприятие «По дорогам войны с песней», на котором дети с удовольствием исполняли песни военных и послевоенных лет. На праздник были приглашены родители, бабушки, дедушки.

Благодаря нашему проекту мы смогли познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания, а также с историческими фактами военных лет через песенное творчество.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь