ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Колесникова Наталья Александровна
Майорова Вита Станиславовна
воспитатели
МДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Радуга»
п. Вейделевка, Белгородской области

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ПОСЁЛКА

В последние годы в системе дошкольного образования произошли серьёзные перемены: обновляется содержание образования детей, появилось множество инновационных технологий и программ, в том числе и программа воспитания, которая введена в действие в нашем регионе. И тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

И чтобы соответствовать этому статусу, наш коллектив взял курс на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении.

материалы в печатный сборник 

Отсюда и возникла идея проекта «Люби и знай свой Вейделевский край».

Цель проекта – формирование у воспитанников гражданско-патриотических чувств посредством ознакомления с историей родного края.

Первым шагом на пути решения этой задачи стало пополнение патриотического уголка группы соответствующим материалом по данной теме. Были оформлены выставки и альбомы: «Красная книга Белгородской области», «Нет краше Белгородчины нашей», «Достопримечательности нашего посёлка».

Подобраны тематические картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном посёлке. Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о своей малой Родине.

Организованную деятельность по ознакомлению дошкольников с историей родного края разделили на блоки: «Моя семья», «Прошлое и настоящее посёлка», «Культурно-историческое наследие Вейделевского района», «Мой край – моя Белгородчина».

Работа над блоком «Моя семья» была построена следующим образом:

  1. Беседы о родственниках детей, их биографиях, о формировании семейных ценностей: уважение к роду, фамилии, традициям, сохранение связи между поколениями.
  2. Оформление семейных альбомов, выставок.
  3. Реализация мини-проекта «Моя семья», когда дети совместно с родителями с помощью изобразительных средств показали родословную, придумали герб семьи, девиз, познакомились с семейными традициями. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.

Блок «Прошлое и настоящее родного посёлка» включил в себя ряд бесед, из которых дети узнали, что наш посёлок основали переселенцы из Украины. Их называли Черкасами. Название Вейделевка посёлок получил по имени владельца Родиона Кондратьевича Вейделя. Посещая неоднократно краеведческий музей, дети наглядно познакомились с бытом крестьян, с русским костюмом, с природой родного края [2].

Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со своими прабабушками и прадедушками, которых они посещали с вместе с родителями. Незабываемым для детей стал мастер-класс по изготовлению народной куклы Вейделевского района, который провела прабабушка нашего воспитанника.

Побывав на экскурсиях в центральном парке, парке ветеранов войны, аллее трудовой Славы, стадионе, площади, дошкольники любовались красотой нашего благоустроенного посёлка, ухоженными улицами, усадьбами домов, скверами. Мы акцентировали внимание на том, что эта красота создана жителями нашего посёлка, которые любят, ценят и берегут свою малую родину.

Особый интерес дети проявили к происхождению названий улиц, на которых они проживают. Обратили внимание на то, что многие улицы посёлка имеют свои памятные знаки или символы. Например, улица Гагарина получила название в честь первого космонавта Юрия Гагарина, и ее символ находится вначале улицы. А улица Тарасова названа в честь нашего героя Великой Отечественной войны Федора Ефремовича Тарасова.

В рамках Блока: «Культурно-историческое наследие Вейделевского района» познакомились с культурой района, достопримечательностями посёлка [4]. Содержание данного блока было следующим:

  1. Проведение календарно-тематических праздников: «День Прохоровского поля», «День флага», «День Победы», «День района», «День народного единства».
  2. Участие в акции «Бессмертный полк».
  3. Экскурсии к памятникам погибших воинов с возложением цветов.
  4. Проведение образовательной деятельности на открытой площадке «Аллее Славы победителей в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., находящейся на территории детского сада и в здании, где расположены портреты прадедов наших воспитанников.
  5. Участие во Всероссийском уроке Победы «Они тоже сражались за Родину» перед праздником Великой Победы.

Блок «Мой край – моя Белгородчина» включил в себя знакомство с областным центром – городом Белгородом, его символикой.

Дошкольники узнали, какие районы и города ходят в состав Белгородской области, чем они знамениты. С помощью квест – игры научились узнавать гербы муниципалитетов. Познакомились с рукотворными и природными чудесами Белгородчины, с некоторыми элементами спортивной и культурной жизни [2].

Приняли участие в акции «Сохраним растения и животных Белгородской области». Данное мероприятие способствует воспитанию у дошкольников любви к природе, чувству гуманизма т.к. человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет загрязнять родную природу, будет всячески её оберегать, сохранять для будущих поколений. Своё отношение к исчезающим видам растений и животных ребята отразили в рисунках «Белгородчина – синие дали, нету краше родного края»

Наш проект был активно поддержан родителями. Вместе с детьми они путешествовали по региону, посещали храмы, музеи, мемориалы, театры. В свою очередь мы в родительских уголках оформили консультации, такие как: «Познакомьте ребёнка с родным посёлком», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю» и другие.

В результате у детей были сформированы основы гражданско-патриотических чувств посредством ознакомления с историей родного края.

Таким образом, дошкольники осознали то, что они являются жителями нашего посёлка с его богатой историей и прекрасным будущим, где живут и трудятся люди на благо родного края и родного региона.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система гражданско-патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова. – Вологда: Изд-во Вологда, 2020. С.78.
  2. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно – методическое пособие ч.1 / С. И. Ботова, Т.А. Приставкина. – Белгород, 2010.
  3. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Г.Н. Дайн. – Санкт Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС 2021.
  4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М.Д. Маханаева. – Москва: Сфера, 2020.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь