Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного учреждения, стоящей перед каждым педагогом. В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у детей-логопатов наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звукослоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи. Кроме того, можно отметить ограниченность кругозора ребенка-логопата, неточные и нечеткие представления об окружающем мире. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, способствует общему развитию ребенка и формированию у детей высокой культуры речи. Опыт нашей практической работы показывает, что многие дети недостаточно знакомы с творчеством русских поэтов, писателей, композиторов, художников, а ведь это один из важнейших аспектов формирования нравственных качеств, чувства патриотизма.
Нами был разработан ряд логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включающий использование литературных произведений, репродукций картин известных русских художников, фрагментов музыкальных произведений.
Представляем одну из наших методических разработок.
ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Цели:
Развитие диалогической и монологической речи у детей; развитие активного словаря; закрепление грамматических категорий; развитие связной речи; развитие внимания, памяти, мелкой моторики; развитие познавательных интересов; уточнить и закрепить представление детей о родном крае.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря», Старооскольская народная игрушка, предметные картинки (дом без дверей, окон, крыши, стен, стол без ножки, часы без стрелок), карандаши, картинки-модели для описания игрушки), коробка, раскраски с изображением Старооскольской игрушки.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря». Активизация словаря по лексическим темам: дикие, домашние животные, птицы, насекомые, профессии, растения, родной город, моя улица, мой дом. Рассматривание народных игрушек (дымковских, филимоновских). Составление рассказов – описаний об игрушке.
Ход занятия:
Организационный момент. Сообщение учителем – логопедом темы занятия.
Учитель-логопед: Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей. Упражнение «Я начну, а ты закончи»: Я пойду в музей. Он пойдет в музей. Она … Мы … Они … Вы …
Учитель-логопед: Чтобы пойти в музей, необходимо купить билеты. Для этого нам нужно посчитать. Упражнение “Счет от 1 до 5” (Слова для счета: рубль, копейка, билет).
Учитель-логопед: Как вы думаете, от какого слова могло образоваться слово рубль? (рубить). Да, рубль – рубили от большого слитка серебра. В древней Руси монеты (копейки, рубли) чеканили из разных металлов.
Упражнение «Что из чего какое?»:
Монета из серебра какая? (серебряная). Монета из золота какая? (золотая). Монета из меди какая? (медная). Деньги из бумаги какие? (бумажные).
Учитель-логопед: Я вас приглашаю пройти в исторический музей.
В 1593 город под именем Оскол основан как застава на южных границах Русского царства. Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Вокруг крепости стали селится люди. Эти поселения стали называть слободы. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. Очень часто на Руси называли города, улицы, мосты, переулки по названию профессий проживающих там людей. Гончарный переулок, я думаю, назвали так потому, что там жили гончары, Поварская улица, мне кажется, была названа так потому, что там большинство жителей работали поварами. Как назывались, да и сейчас называются, слободы нашего города?
Если в слободе жили казаки? (Казацкая). Если в слободе жили ямщики? (Ямская). Если в слободе жили стрельцы? (Стрелецкая). Если в слободе жили пушкари? (Пушкарская). Если в слободе жили ездоки – (Ездоцкая).
Учитель-логопед: Сейчас мы находимся в зале архитектуры. Поработаем с вами архитекторами. Перед вами картинки. В этих зданиях (домах) не хватает деталей, которые мастера должны достроить. Упражнение «Без чего этот дом?» (Дом без окон, без дверей, без крыши, без стен).
Учитель-логопед: Археологи нашли во время раскопок разные старинные вещи, но, прежде чем они попадут в музей, их надо восстановить. Пройдите в мастерскую.
Дети дорисовывают недостающие части предметов (стол без ножки, часы без стрелки, чайник без носика, пальто без рукава, чашка без ручки).
Учитель-логопед: А теперь пройдите в зал “Я и мое имя”. В Древней Руси имена могли давать людям от наружности, подчеркивающих внешний вид человека, черт его характера, профессий, названий животных, птиц, растений. Какие фамилии могли образоваться от названий животных?
Заяц (Зайцев), волк (Волков), мышь (Мышкин), кошка (Кошкин), медведь (Медведев), белка (Белкин), корова (Коровин), бык (Быков).
Какие фамилии могли образоваться от названий птиц?
Галка (Галкин), сорока (Сорокин), сокол (Соколов), орел (Орлов), воробей (Воробьев), голубь (Голубев).
Какие фамилии могли образоваться от названий насекомых?
Жук (Жуков), бабочка (Бабочкин), мотылек (Мотыльков), муравей (Муравьев).
Какие фамилии могли образоваться от названий растений, кустарников, деревьев?
Калина (Калинин), малина (Малинин), цветок (Цветков), ромашка (Ромашкин).
Какие фамилии могли образоваться от названий профессий?
Гончар (Гончаров), мельник (Мельников), кузнец (Кузнецов).
Учитель-логопед: Наряду с именами на Руси встречались и прозвища. Они определяли какие-либо свойства человека, указывали на происхождение из определенной местности или национальность. В нашем музее хранится репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Как вы думаете, почему дали такое прозвище Илье – Муромец? (Илья был родом из города Мурома). Почему, по вашему мнению, Добрыне дали прозвище Никитич? (Сын Никиты). Почему, по вашему мнению, Алеше дали прозвище Попович? (Сын попа).
Учитель-логопед: У наших богатырей не просто сила, а … (силища). У богатыря не просто кулак, а … (кулачище). У него не просто рука, а огромная …(ручище). Обут богатырь в огромные … (сапожище). У богатыря громкий голос… (голосище). У него не просто нога, а огромная … (ножище).
Учитель-логопед: В музее хранится коробка. Спрятана в ней русская народная игрушка. А вот какая, вы узнаете, если зададите мне вопросы.
После каждого вопроса дети выставляют схему – модель.
Спросите у меня, какая это игрушка? Кто изображен? (Это птица? –нет. Это человек? – нет. Это животное? – да). Спросите у меня, какое это животное? (Это медведь? – нет. Это корова? – нет. Это заяц? – нет. Это лиса? – нет. Это барашек? – да). Спросите у меня, из чего сделана эта игрушка? (Из соломы? – нет. Из дерева? – нет. Из лоскутков ткани? – нет. Из глины? – да). Спросите у меня, чем украшена игрушка? (На игрушке нарисованы цветы? – нет. На игрушке нарисованы полоски? – нет. На игрушке нарисованы круги? – да). Спросите у меня, какого цвета круги? (Круги белые? – нет. Круги желтые? – нет. Круги красные? – да).
Далее учитель-логопед предлагает детям составить рассказ об игрушке с опорой на схему, по цепочке, без опоры на схему.
Итог занятия. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, сказать, что больше всего понравилось делать, а что вызвало затруднения.
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ