Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного города

0
172

Долгих Ирина Валерьевна
Шабаева Марина Владимировна
воспитатели
Сивкова Елена Юрьевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол

Материалы размещены в рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного города

 «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России». В. А. Сухомлинский

Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, где воспитание, а не обучение, является приоритетным.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

материалы в печатный сборник 

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является, накопление ими социального опыта жизни о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Опыт показал, что огромное значение для дошкольников имело ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города – Старый Оскол. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети научились осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщились к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития детей 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом стала возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Непроизвольно ребенок впитывает знания о месте, где он живет со своей семьей, ежедневно. Ведь каждый парк, памятник и непривычные архитектурные здания привлекают пытливый взгляд детей, и любознательность дошкольников не упустит шанс узнать больше. Как показывает практика, дети даже в возрасте 4-5 лет могут уверенно рассказать о том или ином месте в городе, о местных достопримечательностях или запоминающихся особенностях, даже просто увидев фотографию. Но ведь крайне важно познакомить дошкольников и с далеким прошлым, чтобы дать представление о развитии родного города с самого основания, помочь проникнуться к трудностям и взлетам, через которые прошел народ до нынешнего времени.

Одной из эффективных форм работы в этом направлении является посещение экскурсий в Краеведческий музей.  Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой родине пробуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Именно в процессе экскурсий дошкольникам представляется возможность максимально наглядно и глубоко погрузиться в историю малой Родины и ее обычаи, что способствует эффективному усвоению детьми знаний, полученных ранее о родном крае, помогает установить взаимосвязь между событиями и явлениями.

Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом с момента его рождения, о важных событиях, которые проходили в городе.

Помимо общего расширения знаний о животном мире, воспитанникам удалось познакомиться с богатством и многообразием животных родного края.

Зал этнографии помог дошкольникам не только погрузиться в ушедший быт оскольчан, но и познакомиться с ремеслами, уже давно потерявшими свою актуальность.

Рассказы о земляках, особо отличившихся в истории не только нашего города, но и отечества в целом, помогли заострить внимание детей на весомом вкладе в Великую Победу. Подвиги уроженцев Старого Оскола доказывают на деле любовь к своей Родине и сквозь года должны быть освещены, как неоспоримый пример доблести и мужества во имя своей Отчизны. Воспитанники поддержали ту мысль, что спустя много лет люди должны помнить об исторических событиях, о грозных военных годах, чтить память о погибших, отдавших свою жизнь за счастье людей. Именно заслуги перед Родиной позволили увековечить их имена в названия улиц, школ, в их честь воздвигнуты памятники.

Залы «Политических событий ХХ века» и «Воинской славы» помогли закрепить знания детей о родном городе, систематизировать  их, связать их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

При помощи не только рассказов и бесед, но и посещения экскурсий, дошкольники много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы и значимость малой родины в масштабах страны.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине.

 

 

 

Скачать (PDF, 2.83MB)

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь