Влияние развивающей предметно-пространственной среды на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Цуканова Ирина Александровна
Гладченко Елена Ивановна
Садовская Анастасия Руслановна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок»
город Старый Оскол

Материалы размещены в рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

В современном мире, где глобализация и культурное многообразие становятся все более важными аспектами общественной жизни, проблема формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Патриотизм не ограничивается знанием географии или истории, это состояние души, которое подразумевает гордость за свою страну, уважение к своим традициям и культурному наследию.

Дошкольный возраст – это время, когда дети активно учатся строить свои первые представления о мире и обществе. Этот период формирует их ценности, убеждения и отношение к окружающему миру. Гражданско-патриотическое воспитание в детском возрасте направлено не только на передачу знаний, но и на внутреннее осознание и укрепление в сердцах детей уважения к своей стране, их активного участия в общественной жизни и духовное обогащение через знакомство с культурным наследием.

Формирование уважения и гордости за Родину является ключевым аспектом гражданско-патриотического воспитания. В современном мире, где каждая страна представляет собой уникальное мозаичное полотно культур и традиций, гражданско-патриотическое воспитание помогает детям узнать свою страну как великое произведение искусства. Познание истории, культуры и языка своей страны позволяет детям почувствовать гордость за свои корни и уважение к наследию предков.

Воспитание ответственности и гражданской сознательности также является важной частью гражданско-патриотического воспитания. Дети начинают осознавать свою роль в сохранении культурного наследия, в защите окружающей среды и в обогащении общества своими знаниями и талантами. Этот процесс способствует формированию у них глубокого чувства ответственности перед Родиной и мировым сообществом.

материалы в печатный сборник 

Знакомство с культурным наследием через искусство, литературу, музыку и народные традиции также играет большую роль в духовном обогащении детей. Это расширяет их внутренний мир и помогает им ценить культурное разнообразие, которое делает наш мир удивительным и уникальным.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Этот уникальный образовательный ресурс играет ключевую роль в формировании ценностных ориентаций у детей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада создает важную основу для знакомства детей с культурным и историческим наследием своей страны. Внедрение элементов этнической символики, национальных обычаев и традиций, а также предметов быта и искусства в окружение детей способствуют формированию их понимания и уважения к собственной культуре. Специально подобранные учебные игры и мероприятия, связанные с национальными праздниками и историческими событиями, также обогащают знания детей о родной стране и ее ценностях.

В нашем центре патриотического воспитания хранятся разнообразные сокровища национального наследия. Среди них вы найдете стихи, пословицы и загадки, которые олицетворяют дух Родины, а также подвижные народные игры, оживляющие национальные традиции. Игры, вдохновленные символикой России, включая «Найди половинки», «Чья тень?», «Назад в прошлое», дидактическая игра «Матрешки», математическая игра «Посчитай Матрешек» позволят погрузиться в удивительный мир родной страны.

Помимо этого, в нашем патриотическом уголке представлены оригинальные лэпбуки «Мой город – Старый Оскол» и «Русская народная культура и быт», которые служат интерактивными путеводителями по истории и культуре. Альбомы с увлекательными играми на липучках, среди них «Россия – Родина моя», «Народы России», «Русская изба», «Масленица», «День защитника Отечества», а также сборники, посвященные великим художникам и композиторам России, позволят глубже понять и полюбить культурное наследие нашей страны. Также альбомы, ориентированные на нравственно-патриотическое воспитание, такие как «Белгородчина», «Расскажи про свой город» и «Народные промыслы», наполняют опыт патриотического воспитания яркими красками и глубокими чувствами, обогащая его неповторимыми эмоциями и нравственными ценностями. Различные открытки про Старый Оскол, журналы, книги о Победе т.д..

Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда оформлена таким образом, чтобы подчеркнуть важность бережного отношения к окружающей природе и экологической ответственности, что способствует формированию гордости за свою страну и желания защищать ее природные богатства. В рамках этой концепции в нашей группе действует центр экологического воспитания, где представлены разнообразные дидактические игры: «Бережливая капелька», «Сортировка мусора», «Хорошо-плохо для нашей планеты», «Экологические шашки», «Экологический светофор», «Поможем капельке». Также разработана картотека экологических игр, и реализованы познавательно-исследовательские проекты, включая «Богатства Белгородской области» и «Виртуальная экспедиция по заповедникам и природным паркам Белгородской области». В ДОУ создана выставка для детей «Бабкина комната», где представлены предметы старины, домашней утвари и, конечно главный атрибут – русская печь.

Не менее важно создать атмосферу взаимопонимания и уважения в дошкольном учреждении, где разнообразие культурных и национальных традиций является частью окружающей среды. Это поможет детям осознать многообразие своей страны и мира, ценить различия и проявлять толерантность. Педагоги нашего детского сада проводят этические беседы и мероприятия, способствующие пониманию и уважению друг к другу, что важно для формирования гражданской позиции. Такая открытая и уважительная обстановка, сочетаемая с разнообразием культурных опытов, помогает детям лучше понимать свою страну как часть всемирного сообщества.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных учреждениях имеет ключевое значение в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Ее разнообразие и содержание вызывают у детей гордость за свою страну, уважение к их культурному наследию и стремление к заботе о своей Родине и окружающем мире.

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте – это ценный дар, который мы передаем нашим детям, наполняя их дни яркими красками гордости за родную страну и укрепляя в их сердцах уважение к культурному наследию. Миссия педагога – формировать активных, осознанных и любящих граждан, способных с улыбками на лицах и сердцами, полными любви, строить будущее своей страны.

 

 

Скачать (PDF, 3.62MB)

 

 

 

Список литературы

  1. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / авт.-сост. Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель, 2020. – 116 с.
  2. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные занятия /авт.-сост. И.Н.  Панасенко.  –  Волгоград: Учитель, 2022. – 126 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь