Волшебный мир гласных звуков

0
118

КОНСПЕКТ ООД «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

Цель занятия:

— закрепить знания о гласных звуках.

Задачи:

  • ​üзакрепить навыки различения и правильного произношения гласных звуков.
  • üформировать понятие «гласный звук»;
  • üформировать фонематическое представление детей на материале звуков
  • [А], [О], [У];
  • üзакрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);
  • üзакрепить зрительные оптические представления и образцы гласных звуков.
  • üразвивать формы звукового анализа и синтеза слогов;
  • üвоспитывать устойчивость, интерес к учебной деятельности.
  • Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Звучит музыка, пение птиц.

    II. Основная часть.

    1.Логопед, дети (диалог: вопрос-ответ)

    -Кто поет?

    -Птица.

    -Мы ее сейчас видим?

    -Нет.

    -Можем ее потрогать?

    -Нет.

    -Мы можем ее понюхать?

    -Нет.

    -Как мы поняли, что поет птица?

    -Мы услышали ее.

    -Мы слышим пение птиц. Что такое звук?

    -Звук – это то, что мы слышим и произносим.

    -Какие звуки мы знаем?

    -Звуки [А], [О], [У].

    -Как называются эти звуки?

    -Гласные, от слова голос.

    -Что умеют делать гласные звуки?

    -Петь и тянуться.

    Звуки гласные мы любим

    И все больше с каждым днем

    Их не просто произносим,

    Эти звуки мы поем!

    Дыхательная гимнастика звуков [А], [О], [У]. Тянем на себя пальчик, руки вверх, вниз, поём: – а-а-а-а, поднимаем руки вверх – о-о-о-о, опускаем руки вниз – у-у-у-у.

    2. Логопед:

    Живет в далекой стороне

    Неизвестный вам и мне

    Гласик невеличка, светящееся личико.

    Может вы не верите?

    Может вы проверите?

    Это Гласик. Сегодня он будет гостем на нашем занятии. У него есть друг (дидактическая игра: «Звукоедка — шалунишка»).Он съел первые звуки в словах. Догадайтесь, что это за слова:

    .квариум, .льбом, .литка, .нюта, .втобус, .пельсин, .сень, . кунь, .бувь, .тка, .лица….

    (На правильный ответ у Гласика светиться лицо.)

    3. Гласик пошел в лес погулять и увидел, что птенчики (дидактическая игра: «Птенчики в гнезде») держат в клювиках картинки. Он попросил детей выделить голосом гласный звук [А], [О], [У] и определить место звука в слове. (Дети подходят, берут у птиц картинки и называют их, выделяя голосом ударный гласный звук.)

    Лук – звук [У] в середине слова.

    Мак – звук [А] в середине слова.

    Ослик – звук [А] в начале слова.

    Аист – звук [А] в начале слова.

    Утка – звук [У] в начале слова.

    Ведро – звук [О] в конце слова.

    Юла – звук [А] в конце слова.

    На правильный ответ у Гласика светится лицо (включаем фонарик внутри куклы).

    4. Логопед: Гласик хочет проверить, слышат ли дети первый гласный звук в слове, игра «Четвертый лишний»:

    — Апельсин, автобус, акула, улитка.

    — Осень, облако, осы, улитка.

    — Осень, ангел, автобус, апельсин.

    — Утюг, улитка, ухо, овощи.

    — Аквариум, автобус, арбуз, утка.

    — Утюг, ананас, ангел, арбуз.

    — Ананас, автобус, апельсин, утюг.

    Дети берут фломастеры и обводят лишнее слово, объясняют, почему слово лишнее, например, лишнее слово осень, потому что это слово начинается на звук [О] а остальные слова – ангел автобус, апельсин – на звук [А] …

    5. Физминутка (дети выполняют движения и произносят стихи):

    Звуки речи [А], [О], [У] праздничною ночью

    Разгулялись чересчур, расшалились очень.

    Встав на цыпочки, звук [А] – закружился в вальсе,

    А звук [У] – споткнулся и нос себе расквасил.

    Звук [О] – прыгал до небес, с неба звезды цапал.

    Звуки речи топали, как мишка косолапый.

    Пели звуки гласные песенку за песенкой,

    Этой ночью звукам речи было очень весело.

    6. Логопед: Давайте вспомним, что же такое буква?

    — Мы можем ее увидеть?

    — Да.

    — Мы можем ее потрогать?

    — Да.

    — Пахнет ли буква?

    — Нет.

    — Мы можем ее услышать?

    — Угадайте, какую букву я напишу в воздухе (буквы А, О, У).

    Следим глазами (гимнастика для глаз).

    — Что же такое буква?

    — Буква — это то, что мы видим, пишем, читаем и произносим. Гласик хочет проверить, сможете ли вы собрать из частей буквы.

    Собрав буквы, дети поют гласные:

    АОУ УОА АУО…

    (У Гласика светится личико).

    7Читаем слоги:

    Лучше умственной зарядки

    Нет для развитых детей.

    С Гласиком играем в буквы

    И становимся умней.

    Посмотрите, первая буква А (панно). Мальчик бежит к букве У. Какая первая буква? — А, а вторая — У.

    А вместе как звучит? АУ.

    Получился слог АУ.

    Прочитаем слоги: «А + О = АО» «О + А = ОА»

    8. А сейчас поиграем в игру «Мечталки – сочинялки». Составим рассказ на звук [А]… (на трех магнитных досках серии картинок).

    Учитель-логопед вносит в группу куклу.

    — Имя куклы на звук [А]…Как её зовут? (Дети называют имена Аня, Анастасия, Анжелика, Алёна, Ася…). Какое имя выберем? Анюта. Подумайте и назовите, что любит Анюта на звук [А]…Какой транспорт на звук [А] у неё есть и куда она поедет в путешествие…

    [А] — Меня зовут Анюта.

    -Я люблю сочные арбузы, спелые ананасы, сладкие апельсины.

    -У меня есть автомобиль АУДИ.

    -Я поеду в путешествие в Америку или в Австралию.

    — А это бабушка.

    Расскажите про бабушку (дети выбирают имя Услада, Устинья, Ульяна), Используйте слова со звуком [У]…

    [У] — У меня есть бабушка. Ее зовут Устинья. Она живет в деревне Устинке. У нее есть гуси, в речке плавают утки. Она выращивает на огороде зеленый лук. В траве ползают жуки и улитки.

    [О] — Что ты видишь в окне? Используй в рассказе слова со звуком [О]…

    — Я смотрю в окно и вижу яркое солнце, облака. За окном золотая осень. На окне сидит кот Осип. Во дворе гуляет собака Олия. Я ем салат оливье, огурцы, окрошку, оладьи, омлет, пью чай с конфетами «О-Ля-ля».

    ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.

    Логопед:

    — Гласику понравились ваши рассказы. Он хочет сделать вам необычный сюрприз. Покрасьте эти полоски бумаги, они волшебные (дидактическая игра: «Волшебные полоски»). Дети красят полоски красной краской, проявляются буквы, затем дети читают (поют):

    АОУ УОА ОУА УАО ОАУ УОА АУО

    — За ваше активное участие, за правильные ответы, Гласик хочет вас угостить конфетами.

    Оборудование: магнитофонная запись с пением птиц, магнитофон, панно (с глазами, носом, рукой, ухом), Гласик (кукла), фонарик, панно с птицами, картинки (лук, мак, ослик, аист, утка, ведро, юла), картинки для игры «Четвертый лишний», фломастеры, разрезанные буквы А, О, У, панно с фигурками для анализа и синтеза слогов, три магнитные доски, картинки на звуки [А], [О], [У]. полоски бумаги, свеча, краска красная, кисточки, коврик с картинками, куклы девочка и бабушка, конфеты.

    Евтушенко Людмила Павловна, учитель-логопед
    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11
    г. Шебекино Белгородской области»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь