Волшебные прищепки

0
1617

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, детям с речевыми нарушениями трудно даётся употребление предлогов с пространственным значением. Большое значение в отработке предлогов играют различные игры и упражнения. Их разнообразие позволяет поддерживать интерес ребенка к обучению, определять мотивацию и закреплять полученные знания и навыки. Данное игровое пособие “Волшебные прищепки” изготовлено логопедом совместно с родителями детей, посещающих логопедические занятия. Методическая разработка поможет детям 5 – 6 лет с ОНР в игровой форме закрепить понятия предлогов “НА” и “ПОД”, развивать пальчиковую ловкость, накапливать словарь, развивать связную речь. Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Использование методической разработки помогает детям слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, отмечается положительный результат в формировании предложно – падежных конструкций в речевой практике.

Введение

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто опускают предлоги или воспринимают их как часть слова.

В процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа. Предложно–падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог.

Методический материал включает в себя: фигурки на прищепках, объёмные игрушки, схемы предлогов, карточки – схемы предложений с предлогом. Такое разнообразие материала способствует активизации познавательной деятельности детей, обогащению знаний об окружающем мире, развитию лексико-грамматических категорий языка, предложно – падежных конструкций, связной речи. И, что также немало важно для детей с речевыми расстройствами, сенсорные и тактильные ощущения при манипуляции с предметами предотвращают наступление преждевременной утомляемости.

Рекламное сообщение     

Цель методической разработки – уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «НА», «ПОД».

Задачи:

  • ​üзакреплять умения и навыки правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами);
  • üразвивать зрительно – пространственную ориентацию;
  • üучить составлять распространённые предложения с заданными предлогами по карточке – схеме и наглядной ситуации;
  • üтренировать мелкую моторику кистей пальцев;
  • üразвивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Рекомендации по использованию методической разработки:

В процессе игры перед детьми выкладываются объёмные предметы и фигурки на прищепках. Логопед показывает детям схему предлога «НА» или «ПОД» и предлагает прикрепить прищепку с фигуркой так, чтобы можно было употребить соответствующий предлог. Задание постепенно можно усложнить. Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (картинка – бабочка – схема предлога «НА»– картинка–цветок);

ребёнок составляет предложение: «Бабочка села на цветок» и прикрепляет прищепку. Следующий вариант: логопед говорит предложение, голосом выделяя нужный предлог, а ребёнок прикрепляет прищепку с фигуркой в нужное место.Инструкцию при необходимости нужно повторить, а также проговаривать действия во время игры, что облегчает работу ребёнка. Необходимо соблюдать комфортный для ребёнка темп работы. Очень важны участие и одобрение взрослого.

Ожидаемый результат:

дети умеют ориентироваться в пространстве, слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи.

Методическая разработка предназначена логопедам ДОО, воспитателям детских садов, а также родителям. Может использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Литература:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С.Е.Большакова. – М. – 2014. – [с. 48]

2. Синицына Е. Умные пальчики [Текст] / Е. Синицына. – М. – 1999. – [с. 57]

Громышева Ирина Васильевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь