Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ

0
340

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Аннотация:

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

Актуальностью данной статьи можно считать, что игра широко применяется в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности в этот период. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.

В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Отмечается роль игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками. Представлен практический материал с кратким описанием игр в процессе всех режимных моментов. В статье описывается важность игры с природными материалами для детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего дошкольного возраста.

Из своего небольшого опыта работы в группе компенсирующей направленности я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире. Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

В нашей группе систематизированы и используются следующие игровые приемы.

Во время утреннего сбора к детям приходит сказочный герой, который сопровождает их на протяжении всего дня.

Режимные моменты Содержание
Утро

Добро пожаловать!

Меня ждет воспитатель.

Прием детей. Игровая деятельность: игры на развитие внимания, мышления, памяти, которые предлагает герой дня. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по развитию речи в виде игры или игровой ситуации, например:
– расскажем кукле, что ты видел по дороге в детский сад и т.д.;
– д/ига «Что лишнее», «Помоги Незнайке» выбрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя полным развернутым ответом.
На зарядку становись! Ежедневная утренняя гимнастика соответствует лексической теме недели.
Чистота залог здоровья. Гигиенические процедуры с использование малых фольклорных форм или через д/игры, такие как «Уроки Мойдодыра» и другие.
Приятного аппетита! Завтрак (воспитание культуры еды). Герой дня наблюдает, кто аккуратно ест.
Я познаю мир. Подготовка к НОД. В совместной образовательной деятельности мы используем прием « Путешествие со сказочным героем», в котором дети помогают сказочному герою, что позволяет поддерживать интерес детей в течение всей образовательной деятельности.
Оздоровительная работа.

Наши беседы.

Мы играем, мы гуляем

Дети играю с массажными мячами, с

счетными палочками, прищепками, вышивают на планшетах.

Чтение художественной литературы, беседы по теме недели.

Подготовка к прогулке, прогулка. На прогулке играем в п/игры по лексическим темам и по выбору детей, д/ игры, такие как «Отгадай загаданное растение», «Ветер, ветер, ты какой?»,«Четвертый лишний», и другие; наблюдаем за живой и неживой природой, за птицами, за животными..

Возвращение с прогулки. Самообслуживание, самостоятельная игровая деятельность детей в игровых зонах с игрушками: конструктором, кубиками, машинками, куклами. Настольные игры «Пазлы», «Шашки», «Лото», «Домино». Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», « Магазин игрушек» «Столовая» и т. д.
Приятного аппетита! Подготовка к обеду, обед (воспитание культуры еды).
В этот час нам нужна тишина. Подготовка ко сну, сон с использованием музыкотерапии.
Вечер.

Просыпайся, детвора, скоро полдничать пора!

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения с героем дня, закаливающие воздушные процедуры.
Приятного аппетита! Подготовка к полднику, полдник, воспитание культуры еды.
НОД. Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.

Дифференцированный подход

НОД по расписанию. Индивидуальная работа по заданию специалистов.

Индивидуальная работа по математике через Д/ игры «Засели домик числами», «Назови соседей чисел», «Неделя стройся», «Математическая гусеница», игра – головоломка «Танграм», «Квадраты Воскобовича» и другие.

Ну, а вечером опять будем дружно мы играть. Игры по интересам детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, театрализованная деятельность. В нашей группе имеется игровое пособие «Чемодан со сказками», в котором «живет» много сказочных героев. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты сказок, имитирую движения героев, их интонации.
До завтра! А перед выходными

До понедельника!

Работа с родителями. Индивидуальные беседы с родителями.

Прогулка, уход детей домой.

Вывод:

– в игре активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

– игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

– сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

Гудкова Юлия Александровна,
воспитатель, СП «Детский сад»Солнышко»,
ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак,
м.р. Похвистневский Самарской области

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь