Волонтёрская деятельность в ДОО, традиционные формы помощи младшим дошкольникам

Всероссийская научно-практическая конференция

0
1532

Перцева Светлана Петровна
воспитатель
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

В современном мире мы очень часто наблюдаем картину, когда занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации маленького человека. Как известно, дошкольный возраст характеризуется, как сенситивный период для формирования личности ребенка, именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей и др.

На наш взгляд, очень важно, чтобы дети умели распространять гуманные чувства, умели сострадать другим людям, быть милосердными. Дети должны уметь отвечать на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. Это и послужило нам стимулом для создания волонтерского движения в детском саду.

Волонтерство – активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Подтверждение мы нашли у автора книги «Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОО» Н.Н Гришаевой.

Выбранная нами форма работы, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, приведет:

  • – к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
  • – к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;
  • – к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью технологии «Дети волонтёры»: является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Рекламное сообщение     

Учитывая возраст и психологические особенности воспитанников, приоритетным направлением волонтёрской деятельности в детском саду является

  1. Оказание помощи младшим дошкольникам
  2. Взаимодействие с людьми преклонного возраста
  3. Проведение различных акций

Организация волонтерского отряда начиналась в условиях детского сада в подготовительной группе и осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа – изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волонтеры» педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», провели в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Был составлен проект внедрения технологии в детском саду, обсудили вопросы курирования практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для старших и младших дошкольников, организация запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практике.

Воспитателями проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Можем ли мы стать волонтерами для малышей». «Что мы умеем делать?», «Чему мы можем научить малышей?» Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда.

Следующий этап – практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Были проведены акции: «Помоги пойти учиться», «Игрушки для малышей», «Подари улыбку другу».

В неделю «Зимние забавы» волонтеры подготовительной группы вместе с детьми от 3 до 4 лет группы проводили подвижные игры на прогулках. На празднике «Коляда», одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили колядовать по младшим группам детского сада.

В настоящее время мы отметили для себя:

  • – Ребята-волонтеры считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим в течение дня, они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
  • – Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь