Волонтерское движение в условиях детского сада как средство эффективной социализации дошкольников

Всероссийская научно-практическая конференция

0
1299

Новикова Алла Викторовна
Квасова Надежда Михайловна
воспитатели
Румянцева Надежда Николаевна
 инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству.  В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Наши добрые дела» На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность. Чтение художественной литературы М. Плашковский «Уроки дружбы», А. Барто «Особое поручение», «Не смей обижать» и др. помогло на примере литературных героев проанализировать   реальные поступки людей в разных проблемных ситуациях. Использовали в работе игры, упражнения, тренинги «Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Подарок на всех» и т. д. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовали такие формы работы, как проектная деятельность, мастер – класс, участие в акциях.

Первой акцией «Волонтеры – друзья малышей», стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на зимнюю тематику, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.

Волонтерская деятельность осуществлялась по проекту «Сохраним елочку – красавицу леса» в предновогодние праздники. Волонтеры решили помочь лесной красавице, ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему «Не рубите елки!». Изготовленные из разных материалов ёлочки были представлены на конкурсе «Елочка живи!». Тема следующего экологического проекта «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать». С детьми изучили видео материалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко – кормушек.

материалы в печатный сборник 

Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции «Помоги зимующим птицам» – изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили на территории детского сада и своих дворов. А также показали им мастер-класс «Чем кормить зимующих птиц». Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в «птичьей столовой» чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу. С целью мотивации желания как можно больше проявлять активность, создали «Паровозик добрых дел», вагончики которого за каждую проделанную работу пополнялись смайликами. Всем хотелось, чтобы их вагончики были наполнены «добрыми делами». Это побуждало малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых – более решительными. Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

 

Скачать (PDF, 2MB)

 

Список литературы:

1.Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие образовательного учреждения с социумом / Сост.- М.: АРКТИ, 2019. – 111 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь