Божкова Светлана Владимировна
Яшина Валентина Васильевна
воспитатели
Федина Марина Алексеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
В современном мире волонтерство – это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.
Организацию волонтерского движения в условиях детского сада мы стали реализовывать на основе проекта «Поможем вместе». На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили тему, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое доброе дело?», «Благо творю», тем самым мотивировали детей на волонтерскую деятельность.
Мы провели «День Знакомства» – основная задача которого: ввести детей старшего возраста в коллектив малышей, создав при этом атмосферу праздника. Далее совместные виды деятельности. Первая, конечно же, игровая деятельность. Старшие дети приносили малышам свои игрушки, знакомили с ними, показывали игровые действия.
Проводился и показ физических упражнений на зарядке, и подготовка к праздникам, и совместные праздники.
Помогали в освоении культурно-гигиенических навыков при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу, или как правильно мыть руки, спускаться и подниматься по лестнице.
Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление от малышей на балу выпускников детского сада, где младшие дошкольники перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.
Как показывает практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции Взрослого, вырабатывается произвольность, снимается тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка и уверенность в себе.
Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Список литературы:
1.Батлуцкая Е.И., Евтюхина О.В. «Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – 2015.
- Княжева И.А. диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».
- Певная М. В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и условия ее достижения (кейс Екатеринбурга) / М. В. Певная, П. А. Амбарова // Социология образования. – 2017.
- Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003.
- Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007.