Кадина Наталья Владимировна
учитель-логопед
Бредихина Татьяна Павловна
воспитатель
Петрова Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусматривает формирование таких нравственных качеств дошкольника, как уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей.
Решать задачи данного направления способствует позитивная социализация дошкольников через инициативную деятельность, где они выступают как активные организаторы этой деятельности. На наш взгляд, одной из эффективных форм развития детской инициативной деятельности является волонтерское движение,
Гришаева Н.П. в своих исследованиях обращает внимание на важность использовании волонтерского движения в дошкольном образовании. Автором была разработана технология «Дети-волонтеры», на которую мы опираемся при организации волонтерского движения в своем дошкольном образовательном учреждении. Гришаева Н.П. обращает внимание педагогов на развитие у детей контроля над своей деятельности: «Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю» [1, c.18].
Весь процесс волонтерского движения мы разделили на два блока:
– первый блок – это разновозрастное общение между детьми внутри дошкольной организации;
– второй блок социального волонтерства включает в себя проведение акций и мероприятий за рамками дошкольной образовательной организации.
Реализация двух блоков идет одновременно, согласно заранее составленному плану на год. Иногда в течение месяца он корректируется, но это, как правило, не влияет на конечный результат.
В рамках первого блока общение формируется в процессе оказания помощи старших дошкольников младшим детям. Старшие дети помогают малышам одеваться, играть в сюжетные и подвижные игры, убирать игрушки на участке. В процессе волонтерской деятельности у старших дошкольников формируется ощущение «взрослости», самостоятельность, инициатива, развиваются навыки общения. Дети начинают осознавать свою значимость, ответственность, а это все повышает уверенность в себе и самооценку.
Вся проведенная работа, позволяет нам сделать вывод, что дошкольники старшего возраста чувствуют ответственность за младших, желание помогать, учить чему-либо новому, тому, что уже умеют сами.
Со стороны младших заметно влияние старших, в плане того, что они стремятся стать такими же серьёзными и взрослыми. Они прислушивались и с радостью принимали помощь старших.
Второй блок социального волонтерства включает в себя проведение социально-значимых акций и мероприятий за рамками дошкольной образовательной организации.
Ко Дню России воспитанники группы приняли участие во Всероссийской акции «Добро в России». Старшие дошкольники стали тайными доброжелателями и поздравили соседей и знакомых с Днём России. Начали воспитанники с того, что в детском саду изготовили из цветной бумаги символические поделки «Цветок России». Затем свои поделки дети не только вручали знакомым, но и тайно опустили в почтовые ящики соседей.
В июне прошла акция «Всемирный день медицинской сестры». В этот день воспитанники поблагодарили медсестер детского сада за их нелегкий труд. Дети своими руками приготовили открытки для медицинских работников и вручили их в медицинском кабинете.
В ходе акции «Внимание – дорога!» воспитанники с помощью родителей и педагогов распространили буклеты «Воспитываем грамотного пешехода» Всего было роздано 30 буклетов. Надеемся, что такой небольшой вклад в профилактику ДТП поможет в сохранении здоровья подрастающего поколения и научит их быть более внимательными на дорогах.
В рамках празднования Дня Победы наши дети волонтёры приняли участие в проведении акции «Георгиевская ленточка». Дошкольники дарили георгиевскую ленточку прохожим и поздравляли с наступающим праздником. Дети были довольны, что внесли частичку своего труда в празднование Великой Победы. У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Каждую зиму проходит акция «Покормите птиц зимой!». Педагоги с детьми и родителями изготавливают кормушки и размещают их на участке. Воспитанники заранее запасают корм для зимующих птиц: семена подсолнечника, тыквы, арбуза, крошки, несолёное сало. Птицы, не боясь детей, с удовольствием прилетают к кормушкам.
В ноябре, накануне Всероссийского праздника «День матери», старшие дошкольники провели акцию «Любимой маме своими руками». Для мамы они рисовали портреты, мастерили открытки и цветы, а также учили стихи, пели песни.
Уже стало традицией в преддверии новогодних праздников проводить экологические акции «Ёлочка, живи!» Цель акции: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей. В рамках акции дети нарядили тую на территории ДОУ. Ребята рисовали, лепили, делали аппликации с новогодними елками. А дома совместно с родителями сделали прекрасные поделки, символизирующие новогоднюю красавицу.
Дети совместно с родителями и педагогами активно принимают участие в открытом благотворительном марафоне «Добрый город», организованный Белгородской региональной общественной организацией помощи тяжелобольным детям «Святое Белогорье против детского рака». Никто не остается равнодушным. Детский забег – это символическая дистанция. Дети с большой ответственностью подходят к забегу. Все участники забега получают подарочные пакеты с браслетами, значками и диплом с медалью.
Старшие дошкольники ДОУ частые посетители Детской Модельной библиотеки № 12. Каждую весну проходит акция «Подари свою любимую книгу». Цель акции – подарить свою любимую книгу библиотеке, чтобы её могли прочесть и другие дети. Данная акция, по мнению педагогов, должна привлечь внимание дошкольников и их родителей к библиотеке, книге, чтению, воспитанию гражданственности и патриотизма у детей на примере лучших образцов классической и детской фольклорной литературы.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Наше движение продолжается, и мы видим положительные результаты. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние годы, мы убедились в том, что у детей развиты представления о добре, о дружбе и сопереживании, ответственности, дисциплинированности, а также у наших воспитанников формируется культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к окружающей среде.
Список литературы
- Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М., 2016.184с.
- Клешина, С.А. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада / С.А. Клешина, В.И. Орехова // Детский сад: теория и практика. – 2013 – №5 – С.98-99.