ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кунашкова Екатерина Александровна
Агаркова Ирина Николаевна
воспитатели
Болотских Яна Вячеславовна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»

Г. Старый Оскол

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

Сегодняшняя жизнь стремительна. Любому человеку, даже ребенку за короткий промежуток времени нужно успеть многое: многому научиться, многое познать, найти занятие по душе.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Становление активной гражданской позиции человека представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Современная система образования требует активного использования новых целей, форм организационных структур и технологий образования. Модель взаимодействия ребенка дошкольного возраста с социальным окружением в рамках образовательного пространства ДОУ, где в основе лежит нравственно-позитивный идеал, а целью является формирование инициативности и творческих способностей дошкольника, включает разнообразие возможностей использования добровольческих мероприятий для организации образовательной деятельности. Нашей ведущей педагогической идей воспитания активной гражданской позиции дошкольников является организация участия воспитанников в волонтерском движении через объединение педагога, детей участие в добровольческих мероприятиях.

Дети – волонтеры – это активная форма общения в детской среде – от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности. Участие в волонтерской деятельности создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Оно несет в себе как развивающий, так и коррекционный потенциал.

Рекламное сообщение  

Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

Слово «волонтер» иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Традиции помогать складывались уже много лет в нашем дошкольном учреждении, но целенаправленно добровольческую деятельность стали внедрять три года назад.

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование, является важнейшим фактором нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДОУ духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Существует много методов и приемов работы, которые позволяют решать задачи, поставленные в ходе работы над внедрением волонтерского движение как средство воспитания активной гражданской позиции старших дошкольников. Это и разные виды занятий, и игры, и чтение литературы, и экскурсии, и совместная деятельность детей и взрослых. Но следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учетом особенностей развития современных детей, а в некоторых случаях – и специальных научно-практических исследований.

Волонтерство – полезная и востребованная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Твори добро». На начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: “Кто такие волонтеры?”, “О возможности стать волонтерами для малышей”, «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.

Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.

Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Добрые сердца», «Радость для пожилых людей», «Декада помощи инвалидам», «Подари радость ветеранам». Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.

Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

 

 

 

Скачать (PDF, 2.45MB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь