ВОЙНА ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

Бабаева Анна Александровна
Полтавцева Валентина Николаевна
Русанова Валентина Ивановна
воспитатели
МАОУ «ОК «Лицей № 3» им. С.П Угаровой» «ОДО Д/С «Теремок»
Старооскольского городского округа

 

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

 

Психологи утверждают, что дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в истину всего, чему учат, в безусловности и необходимости формирования чувства благородности и добродетельности. В этом возрасте есть большие возможности для систематического морального образования, формирования гражданства и патриотических чувств [1].

От того, какими глазами ребенок увидит окружающий мир, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечет из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином, патриотом.

К сожалению, современные дети владеют большей информацией о звёздных войнах, суперменах и космических рейнджерах, чем о настоящих героях, воевавших за нашу Родину. А ведь в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие несколько десятков тысяч детей, которые своим посильным трудом вносили вклад в уничтожение фашистов.

Рекламное сообщение     

Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события войны. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских людей, их мужество, показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней.

Читая художественные произведения, знакомя детей с произведениями искусства, посвящённых теме Великой Отечественной войны, на конкретных фактах из жизни старшего поколения членов семьи: наших дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Мы подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их именами называют улицы, площади, школы, в их честь воздвигнуты памятники, им посвящаются стихи и песни.

22 июня в России – день памяти и скорби. В этот день в нашем детском саду обязательно проводятся различные мероприятия: занятия «Старый Оскол-город герой», «Старооскольцы — герои Войны», экскурсии к памятникам защитникам нашего города. Мы вспоминаем о том, как началась самая страшная война в истории и нашей страны, и всего человечества.

Великой Отечественной войне посвящено немало хороших книг, в том числе написанных для детей. В основном это талантливые и честные произведения, ведь созданы они ветеранами, свидетелями той поры. Особенной болью среди них отзываются те, герой которых – ребёнок, попавший в жернова этой беды.

В своей практике вот уже на протяжении многих лет мы знакомим своих воспитанников старшей и подготовительной группы с тремя книгами, посвящёнными блокаде Ленинграда. Всех их объединяет одно: звенящая правда о тех страшных событиях, и каждая написана от лица ребёнка, пережившего эту беду. В этих книгах есть невесёлая такая трансформация: живые и непосредственные, верящие в сказки мальчишки и девчонки становятся маленькими, не по годам практичными взрослыми, видевшими и чувствовавшими смерть.

Но в каждом из этих произведений есть другое: преодоление, особый внутренний стержень, благодаря которому человек оставался собой в нечеловеческих условиях. Помогал другим, отрывая от себя последнее.

Юрий Герман. «Вот как это было». Книга эта, на первый взгляд – безыскусный рассказ семилетнего мальчика о своей жизни. Однако это обманчивая простота: за ней стоит и большая литературная работа, и глубокое знание детской психологии, внимательные наблюдения. Для нас она ценна ещё и тем, что может помочь современному родителю рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне. А это становится непростым делом: нынешние дети практически не застали ветеранов, живых свидетелей тех событий. В их сознании военные годы становятся «преданьями старины глубокой». И поэтому нужна не просто правда – нужны свидетельства, понятные и близкие. В первую очередь впечатления сверстника.

Сейчас много говорят о том, что современная молодёжь не знает, что такое голод. Это правда. И великое счастье – не испытать этого по-настоящему. А вот знать действительно надо. И повесть – «Мальчишки в сорок первом» журналиста Виктора Дубровина доходчиво и последовательно описывает погружение человека в это состояние. Совсем ещё не взрослого человека, мальчишки.

Удивительно, но голод – не главное в книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода. Главный герой – Вовка с другом спасают женщину, замерзающую на льду Невы. Они несут последнее родным, еле живые от голода. Они, совсем ещё не взрослые, никогда не крадут и не отнимают еду. Едва оправившись и отставив в сторону тросточки, с которыми ходили, они начинают помогать тем, кому тяжелее. Всё это описано просто, без пафоса. Это такая жизнь – повседневная, трудная, военная, блокадная. И, читая, понимаешь: вот она – причина Победы. Подвиг духа человеческого.

Ценна она особенно тем, что написана от лица ребёнка. И это не педагогические измышления, а чистая правда.

Героиня книги Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» – девочка Лена из семьи ленинградских интеллигентов. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода.

При всей тяжести темы и честности автора, книга эта – светлая. В ней нет беспросветности. Есть щемящая жалость, есть то, что вызывает слёзы. Ну, а как без них?

Призвание этих произведений – не запугать. Наоборот. Показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И всё это – самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Большую мотивацию для самостоятельного изучения детьми прошлого своей героической страны даёт участие воспитанников в конкурсах патриотической направленности. Дети охотно принимают участие в конкурсах, акциях, посвященных Великой Победе, подвигам нашего народа. Они делают это осознанно и вкладывают в свои работы всю свою душу. Создавая свои картины, читая стихи, воспитанники тоже прикасаются к Победе и начинают чувствовать себя причастными к судьбе целого народа.

Каждый ребёнок должен понять, что мы одержали победу потому, что любили, стояли за свою Отчизну, весь наш многонациональный народ объединился и встал на защиту Мира.

Список литературы:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года»).
  2. Гамова, С.В., Иванова, З.Р., Назырова, Т.С., и др. Воспитываем патриотов вместе с родителями / С.В. Гамова, З.Р. Иванова, Т.С. Назырова // Детский сад от А до Я. – 2016. № 6. – С.74-78.
  3. Маханеева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.Д. Маханеева / Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2010 г. С. 6-7.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь