Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»
Донская Наталья Владимировна
воспитатель
МДОБУ детский сад № 7
г. Сочи, Краснодарского края
Хостинского района
ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
конспект занятия в средней группе
Цели и задачи
- формировать, расширять, совершенствовать представления, знания детей о важности воды (водных ресурсов) в жизни живой и неживой природы, развивая мышление и любознательность, воспитывая понимание необходимости беречь воду.
Предварительная работа
- наблюдение за капелью на прогулке (рассматривание с детьми, как капельки капают с крыши после дождя и таяния снега/сосулек);
- ИЗО-деятельность «Рисуем капельку воды» (нетрадиционные техники – поролоновые губки, ватные палочки; гуашь – синяя, белая, голубая);
- рассматривание плаката «Безопасность на природе» и разговор о том. Как себя вести у водоемов (на берегу реки, пруда, озера);
- цикл занятий по опытно-экспериментальной деятельности («Вода и ее свойства», «Пар и испарение», «Есть ли в воздухе вода», досуг «Зубная паста для слона»);
- занятие по образовательной области «Познание» на тему «Живая и неживая природа»;
- рассматривание альбома на тему «Водоемы»;
- беседа с детьми «Для чего нужна вода»;
- разучивание стихов о воде (индивидуальная работа с Настей Е., Леной М. см. Приложение с текстом);
- отгадывание загадок на тему «Вода и что из нее бывает»;
- совместно с родителями и детьми собрать коллекцию фото-видеоматериалов на заданную тему и смонтировать видеоролик «День Воды» с участием детей, опубликовав в соцсетях по условиям для участия в городском конкурсе;
- оформление тематического стенда вместе с детскими рисунками и стенгазетой, сделанной с помощью взрослых, на тему «22 марта – День Воды»;
Материалы и оборудование
-красочный стенд с оформлением на тему «Вода – источник жизни»», на котором вывешены детские рисунки, работы по ИЗО («Капельки»), яркий плакат «Радуга», стенгазета «22 марта – День Воды»;
-прозрачная стеклянная ваза/аквариум в виде шара, наполненная чистой водой (можно любую другую емкость, главное, чтобы всем детям было хорошо видно опыты и действия с водой);
-пробирки/колбы стеклянные с пробкой/крышкой (одна большая с чистой водой, вторая – с интенсивно окрашенной с помощью черной гуаши);
-картинки в файлах (15-20 шт.) с изображением листочков с деревьев (3-4 разных), морских камешков (3-4), гвоздиков/шурупов (3-4), бутылки от минералки/сока (2), пакета от молока (1-2), газеты/бумаги и т.п.;
-конфеты (мармеладно-желейные, допустимые для угощения детей) с яркими обертками и несколько конфетных фантиков;
-морские камешки среднего размера в двух корзиночках/контейнерах;
-большой тазик с чистой водой;
-глобус;
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках в ряд перед большим прямоугольным столом, на котором стоят большой тазик с водой, две корзиночки с камешками, корзиночка с конфетами, разложены файлы – картинки на передней части стола, а также все дополнительное оборудование для проведения занятия. На заднем плане стоит магнитная доска с оформлением на заданную тему.
– Ребята, отгадайте загадку (загадка о капельке воды, см. Приложение).
К стенду выходят двое детей в костюмах «Капельки» (Настя Е. и Лена М.) и читают стихотворение («Вода – ты жизнь» – см. Приложение).
– Капельки воды пришли к нам в гости не просто так, а потому что сегодня у Капельки праздник! Сегодня, 22 марта, День Воды и водных ресурсов.
– Что такое водные ресурсы? Это вся-вся-вся вода, которая есть на нашей планете.
– Она есть в чем? Где? (ответы детей с помощью воспитателя – кран, реки, пруд, озеро, колодец, родник, туча на небе, море, роса на траве, дождь).
– Действительно, если вспомнить, как мы изучали и рассматривали глобус (воспитатель берет в руки глобус), то на нем видно, как много воды на нашей планете, и вся-вся-вся вода выделена голубым цветом. (воспитатель еще раз показывает детям глобус).
– Ребята, а для чего нужна вода? (Дети с помощью воспитателя отвечают, чтобы готовить еду, мыть руки, стирать, купаться, пить, поливать растения и огород, тушить пожар, поливальная машина поливает асфальт летом).
– Правильно, дети, вы отметили, что все живое на Земле нуждается в воде. Вода необходима для жизни – для роста, развития всех живых организмов.
Сказка о прудике.
-Жил-был Прудик с чистой и прозрачной водой и подружками-капельками (воспитатель берет в руки круглую стеклянную вазу, наполненную чистой водой, и показывает детям). Вода была настолько чистой и прозрачной в этом Прудике, что был виден каждый камешек на его дне. Наступило утро. Взошло солнышко. Прудик радостно заулыбался. В это время мимо шли дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики от конфет они кидали в Прудик (воспитатель скомкал 2-3 фантика и кидает фантики в импровизированный Прудик-вазу с водой). А потом к Прудику подошел какой-то человек. Посмотрите, что у него было в руках? (воспитатель показывает детям закрытую черную колбу/пробирку с черной жидкостью). Человек подошел к Прудику, открыл пробирку и вылил в Прудик. (воспитатель выливает пробирку с черной жидкостью в вазу с чистой водой).
– Что стало с водой? (она стала грязной, мутной, опасной, еще и бумажки от конфет сверху плавают)
– Где в воде фантики? (на поверхности воды)
– Видны ли камешки? (нет.)
– Можно ли в такой воде купаться или пить ее? Почему?
Вода стала не просто грязной, с плавающими бумажками и черного цвета, но и опасной для здоровья! Ребята, потому что люди испачкали воду в Прудике, – загубили его!
Дидактическое упражнение-игра «Опасные предметы»
– Ребята, посмотрите на картинки, которые лежат на столе. Давайте решим, что нельзя кидать в водоемы, так как опасно для них, а что не опасно.
Воспитатель поочередно демонстрирует картинки с изображением предметов, дети определяют, что опасно для Прудика, что не принесет вреда. Затем педагог предлагает детям с «безопасными» картинками встать рядом с Капелькой, а с «опасными» – напротив, с другой стороны. Воспитатель поочередно подзывает ребят и дает картинку, просит поднять ее над головой и встать в нужном месте. Еще раз вместе с детьми закрепляет, что рядом с Капелькой и Прудиком –картинки с предметами «безопасными» (камешки, листики с деревьев), а с другой стороны стоят дети с «опасными» картинками-предметами (гвозди, пакеты, газета и т.д.). Воспитатель еще раз напоминает детям, что воду надо беречь, не загрязняя ее, так как вода – это наша жизнь.
– Ребята, в честь Праздника Воды вам в подарок от Капельки – конфета. Но вы должны пообещать, что с сегодняшнего дня все обертки /фантики вы всегда будете выкидывать в мусорную корзину (контейнер/урну/ведро).
– А Прудик вам передал морские камешки.
– Давайте каждый из вас возьмет по камешку и опустит их в тазик с водой, полюбовавшись, как красиво камешки лежат на дне и их видно через чистую и прозрачную воду.
– Затем каждый угостится конфетой и обертку выкинет в мусорную корзину.
Приложение
- Четверостишия про воду.
Вода, вода – ты жизнь Земли,
По морю ходят корабли,
Из рек она нам в кран течет,
И все вокруг водой живет.
Всех поздравляем С Днем Воды!
Пускай вокруг цветут сады,
Пусть не иссякнет никогда
Простая чистая вода.
- Загадка (капелька воды)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Список литературы:
- «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» (автор-сост: М.Н. Сигимова –Волгоград: Учитель года 2009);
- «Сборник дид игр по ознакомлению с окружающим миром» (Л.Ю. Павлова – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020);
- «Комплексные занимательные занятия в средней и старших группах» (автор-сост: Ю.А. Вакуленко – Волгоград: Учительгода2009);
- «Познание мира животных: занятия с детьми 3-7 лет (М.Н. Сигимова – Волг: УчительГода2009);
- «ПАРЦИАЛЬНАЯ программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (средняя группа, автор-сост: С.Н. Николаева –М: Мозаика-Синтез,2020);
- «Подвижные игры для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и сценарии развлечений в ДОО.» (К.К. Утробина –МОСКВА: издательство ГНОМ, 2019);
- «Простые опыты с Водой», серия «для дошкольников» (автор Марина Султанова – ООО «Хантер – Пресс», 2018)