“Знакомство с произведением М. Пришвина “Ребята и утята”

0
3311

Всероссийский конкурс профмастерства педагогов ДОУ “Детские писатели глазами детей”

Караваева Ольга Рудольфовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №230»

Удмуртская республика, город Ижевск

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ
Образовательная область “Познание”

                       Знакомство с произведением М. Пришвина “Ребята и утята”

Рекламное сообщение     

Цели:

  1. На основе имеющихся знаний расширять представления детей о творчестве писателя-природоведа
  2. Познакомить с новым произведением. Довести до сознания детей замысел автора: ребята поступили нехорошо, но в конце рассказа осознали свою ошибку; порадоваться за них
  3. Расширять представления детей о доброте, умении размышлять над сутью поступка. Учить быть гуманным, добрым, великодушным. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с биографией писателя.
  2. Составление иллюстрированного альбома рассказов.
  3. Презентация о природоведческих произведениях писателя.
  4. Экскурсия в библиотеку.
  5. В книжном уголке группы – тематическая выставка книг М. Пришвина.
  6. Цикл наблюдений в природе.
  7. Углублённо-познавательная НОД с детьми по экологии (согласно плану на год).
  8. Создание ИЗО-продукции на тему.

Словарная работа: дикая утка, чирок-свистунок, верста, кузница, перелётывала, величайшее волнение, закидать шапками.

Оборудование: выставка книг М. Пришвина, слайды презентации из мультфильма “Ребята и утята”, камешки Марблс, игрушки: утка и утята, ёлочки, домики, дом из Лего, крупа в тарелке, блюдце с водой.

Ход:

Приглашаю детей к себе. Включаю презентацию – первый слайд с изображением портрета писателя. Читаю отрывок из стихотворения М. Цуранова:

Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек.

Вопросы к детям: “Как вы думаете, о ком это стихотворение?” “А кто из вас помнит, какие произведения он написал?” “Чем отличаются его рассказы от рассказов других писателей?”

После ответов детей обобщаю: основные идеи рассказов писателя – это люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.

“А сегодня я хочу познакомить вас с новым рассказом, который мне самой очень нравится – “Ребята и утята”.

Рассматриваем обложку книги, иллюстрации. Включаются слайды презентации (из мультфильма).

Первичное чтение текста со словарной работой. На фразе “Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками” сделать паузу с глубоким вдохом и прочитать эту фразу эмоционально тревожно. Во время чтения обратить внимание на путь утки с утятами. Объяснить непонятные слова:

  • верста – русская мера расстояния, чуть больше 1 км
  • чирок-свистунок – самая маленькая из речных уток
  • кузница – мастерская, в которой куют металл
  • перелётывала – авторская форма слова летала
  • закидать шапками – плохой, отвратительный поступок детей (в данном рассказе). Объяснить детям, что вообще в русском языке “закидать шапками” – это устойчивое выражение (фразеологизм), оно обозначает победить врагов без особых усилий. Но утки это не враги, а беззащитные существа, и никогда не надо обижать слабого.

     Беседа о прочитанном: “О ком говорится в этом рассказе?” “Расскажите, чем обеспокоена мама-утка?” “Почему у утки раскрыт клюв?” “Покажите, кто из утят крякает, а кто молчит?” “Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?” “Как бы вы себя повели на их месте?” “Какими словами рассказчик помог детям исправить их ошибку?” “Какими словами автор описывает маму-утку и утяток?”

Предложить подобрать слова-прилагательные к словам

  • утка: заботливая, добрая, милая, волнующаяся, понимающая, встревоженная, любящая
  • утята: маленькие, игривые, пушистые, крошечные, дикие
  • ребята: глупые, не думающие, безответственные (в начале текста). В конце – доброжелательные, понимающие, осознающие плохой поступок.

      В конце обсуждения подвести детей к пониманию того, что герои М. Пришвина в рассказах никогда не обижают беззащитных и безвредных, наоборот, защищают их.

     Если дети захотят, прочитать или рассказать второй раз, эмоционально выделяя голосом ключевые фразы нравственного характера.

Предложить пересказать рассказ близко к тексту или инсценировать по ролям.

Физминутка:

Утка рано по утру

Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь (ходьба на носочках)

А теперь на пятки,

Милые утятки. (ходьба на пятках)

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки. (садимся на пол ноги вытянуты вперед, вытянули – собрали)

Ой, холодная вода!

Закричала детвора.

Научу я вас нырять,

Желтеньких моих утят. (наклоны головой)

А теперь полетов время,

Машем крыльями умело. (махи руками вверх – вниз)

Отдохнем, ребятки,

Поиграем в прятки. (присели, закрыли лицо руками – выпрямились и открыли лицо)

Становитесь все за мной,

Нам пора идти домой (ходьба по кругу)

А утята все вздыхают,

С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос – выдох через рот)

Не печальтеся, утятки!

Завтра, рано по утру,

Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой – утята радуются)

(Автор: Наталья Добрынина)

– Ребята, во время чтения текста было задание обратить внимание на путь утки с утятами. Давайте вспомним, как же они шли?

  • Из леса
  • В обход деревни
  • Через кузницу,
  • Овсяное поле
  • На озеро

“Далёкий получился у них путь. Давайте мы с вами смоделируем его!” Предложить детям выложить этот путь с помощью камешков Марблс, обозначить игрушками: лес – ёлочки, деревня – домики, кузница – дом из Лего, поле – крупа в тарелке, озеро – блюдце с водой. Затем обыграть игрушками (утка с утятами), как они идут по сделанной детьми дорожке.

  • Мне хочется завершить сегодняшнее занятие словами М. Пришвина. Он говорил, обращаясь именно к детям: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она кладовая солнца с великими сокровищами жизни”

(Если дети не совсем поняли смысл фразы, объяснить)

Рефлексия, танец маленьких утят.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь