Всероссийский конкурс профмастерства педагогов ДОУ “Детские писатели глазами детей”
Караваева Ольга Рудольфовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №230»
Удмуртская республика, город Ижевск
Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ
Образовательная область “Познание”
Знакомство с произведением М. Пришвина “Ребята и утята”
Цели:
- На основе имеющихся знаний расширять представления детей о творчестве писателя-природоведа
- Познакомить с новым произведением. Довести до сознания детей замысел автора: ребята поступили нехорошо, но в конце рассказа осознали свою ошибку; порадоваться за них
- Расширять представления детей о доброте, умении размышлять над сутью поступка. Учить быть гуманным, добрым, великодушным. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы.
Предварительная работа:
- Знакомство с биографией писателя.
- Составление иллюстрированного альбома рассказов.
- Презентация о природоведческих произведениях писателя.
- Экскурсия в библиотеку.
- В книжном уголке группы – тематическая выставка книг М. Пришвина.
- Цикл наблюдений в природе.
- Углублённо-познавательная НОД с детьми по экологии (согласно плану на год).
- Создание ИЗО-продукции на тему.
Словарная работа: дикая утка, чирок-свистунок, верста, кузница, перелётывала, величайшее волнение, закидать шапками.
Оборудование: выставка книг М. Пришвина, слайды презентации из мультфильма “Ребята и утята”, камешки Марблс, игрушки: утка и утята, ёлочки, домики, дом из Лего, крупа в тарелке, блюдце с водой.
Ход:
Приглашаю детей к себе. Включаю презентацию – первый слайд с изображением портрета писателя. Читаю отрывок из стихотворения М. Цуранова:
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек.
Вопросы к детям: “Как вы думаете, о ком это стихотворение?” “А кто из вас помнит, какие произведения он написал?” “Чем отличаются его рассказы от рассказов других писателей?”
После ответов детей обобщаю: основные идеи рассказов писателя – это люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.
“А сегодня я хочу познакомить вас с новым рассказом, который мне самой очень нравится – “Ребята и утята”.
Рассматриваем обложку книги, иллюстрации. Включаются слайды презентации (из мультфильма).
Первичное чтение текста со словарной работой. На фразе “Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками” сделать паузу с глубоким вдохом и прочитать эту фразу эмоционально тревожно. Во время чтения обратить внимание на путь утки с утятами. Объяснить непонятные слова:
- верста – русская мера расстояния, чуть больше 1 км
- чирок-свистунок – самая маленькая из речных уток
- кузница – мастерская, в которой куют металл
- перелётывала – авторская форма слова летала
- закидать шапками – плохой, отвратительный поступок детей (в данном рассказе). Объяснить детям, что вообще в русском языке “закидать шапками” – это устойчивое выражение (фразеологизм), оно обозначает победить врагов без особых усилий. Но утки это не враги, а беззащитные существа, и никогда не надо обижать слабого.
Беседа о прочитанном: “О ком говорится в этом рассказе?” “Расскажите, чем обеспокоена мама-утка?” “Почему у утки раскрыт клюв?” “Покажите, кто из утят крякает, а кто молчит?” “Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?” “Как бы вы себя повели на их месте?” “Какими словами рассказчик помог детям исправить их ошибку?” “Какими словами автор описывает маму-утку и утяток?”
Предложить подобрать слова-прилагательные к словам
- утка: заботливая, добрая, милая, волнующаяся, понимающая, встревоженная, любящая
- утята: маленькие, игривые, пушистые, крошечные, дикие
- ребята: глупые, не думающие, безответственные (в начале текста). В конце – доброжелательные, понимающие, осознающие плохой поступок.
В конце обсуждения подвести детей к пониманию того, что герои М. Пришвина в рассказах никогда не обижают беззащитных и безвредных, наоборот, защищают их.
Если дети захотят, прочитать или рассказать второй раз, эмоционально выделяя голосом ключевые фразы нравственного характера.
Предложить пересказать рассказ близко к тексту или инсценировать по ролям.
Физминутка:
Утка рано по утру
Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (садимся на пол ноги вытянуты вперед, вытянули – собрали)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (наклоны головой)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх – вниз)
Отдохнем, ребятки,
Поиграем в прятки. (присели, закрыли лицо руками – выпрямились и открыли лицо)
Становитесь все за мной,
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
А утята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос – выдох через рот)
Не печальтеся, утятки!
Завтра, рано по утру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой – утята радуются)
(Автор: Наталья Добрынина)
– Ребята, во время чтения текста было задание обратить внимание на путь утки с утятами. Давайте вспомним, как же они шли?
- Из леса
- В обход деревни
- Через кузницу,
- Овсяное поле
- На озеро
“Далёкий получился у них путь. Давайте мы с вами смоделируем его!” Предложить детям выложить этот путь с помощью камешков Марблс, обозначить игрушками: лес – ёлочки, деревня – домики, кузница – дом из Лего, поле – крупа в тарелке, озеро – блюдце с водой. Затем обыграть игрушками (утка с утятами), как они идут по сделанной детьми дорожке.
- Мне хочется завершить сегодняшнее занятие словами М. Пришвина. Он говорил, обращаясь именно к детям: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она кладовая солнца с великими сокровищами жизни”
(Если дети не совсем поняли смысл фразы, объяснить)
Рефлексия, танец маленьких утят.