Влияние русских народных праздников на развитие личности ребёнка-дошкольника

0
1063

Поддубная Наталья Михайловна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95»
город Курск

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

СЕКЦИЯ, направление работы –  “Осуществление воспитательной работы на основе народной культуры. Влияние русских народных праздников на развитие личности ребёнка-дошкольника”

 

В национальной доктрине образования Российской Федерации [4, с. 1] утверждается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает всё более значимый характер. Основоположник этнопедагогики Г. Н. Волков считал: «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» [2, с. 5]. Поэтому важно уделять внимание не только образованию и развитию ребёнка, но и его духовно-нравственному воспитанию. Как воспитатель и педагог дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию, я считаю, что воспитание, основанное на традициях, обычаях и народном творчестве, является одним из важных факторов по сохранению национальных ценностей и самобытности народа.

Современная педагогика применяет множество приёмов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками в течение многих лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика – это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Традиции, народность у всех групп разнообразная. Но в основе каждой культуры лежат основные понятия и цели. Наша задача заключается в привитии детям не одного определённого направления народного исторического опыта, а той сути, которую несут множественные исторические, культурные традиции, предания, песни и сказки.

материалы в печатный сборник 

Одним из эффективных средств этнопедагогики являются русские народные праздники, проводимые в детском саду. Они оказывают большое влияние на развитие личности ребёнка-дошкольника.

При подготовке к празднику дети знакомятся с фольклором русского народа: народными традициями, обрядами, играми, легендами, песнями, плясками, пословицами, поговорками,  во время выступления одевают костюмы, обычно – русские народные. Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий», у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, хороводы, заговоры, специфические блюда, игры. Так, праздник Пасхи невозможно представить без пасхального кулича и крашеных яиц, Троицу – без хороводов и русских берёзок.

Народный праздник в детском саду – это театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Ребёнок с раннего детства, как губка, впитывает в себя то, что мы, взрослые, ему даём. Эта работа начинается с семьи, с детского сада.

В нашем дошкольном учреждении мы проводим праздники: «Три Спаса», «Осенины», «Покров Пресвятой Богородицы», «Святки» и «Рождество Христово», «Масленица», «Жаворонки», «Светлая Пасха», «Троица».

В августе в средней группе начинаем знакомство с русскими народными праздниками – Августовскими Спасами. Дети, читая стихи, посвящённые этим праздникам, учатся ценить «Спасителя дары», любить природу, которая при бережном отношении к ней даёт нам жизненно необходимые продукты.

На Осенинах мы прощаемся с летом и встречаем осень. К этому времени весь урожай уже собран. В старину отмечали этот праздник хождением в гости, широким хлебосольством. В этот день непременно посещали родителей. Готовясь к празднику, дети знакомятся с хороводами, народными играми, пословицами, поговорками, которые воспитывают у детей доброту, усидчивость, душевность. У детей формируется бережное и заботливое отношение к природе, уважение к старшему поколению.

Второй осенний праздник, который мы отмечаем в детском саду, – это Покров Пресвятой Богородицы [5, с. 68-70]. Этот праздник знакомит детей с повседневной трудовой жизнью людей осенью, с народными обычаями, играми, хороводами, с богатыми и живописными ярмарками, дети благодарят уходящую осень за урожай. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как бережливость, доброта, отзывчивость, забота о ближнем, любовь к родной природе, к родному краю.

В зимнее время проводятся Святки и Рождество Христово [5, с.79]. В старину праздники длились с 7 по 19 января. В это время совершались многочисленные святочные обряды. Особой популярностью пользовались  колядки: юноши и девушки собирались группами и обходили все дома в деревне, распевая под окнами ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью и получая за это угощение. К этим праздникам дети готовятся заранее: разучивают колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы. Праздник воспитывает у детей скромность, любовь к ближнему, вежливость.

Встреча весеннего праздника Масленица [1, с.105-108] сопровождается песнями, плясками, катанием на лошади. Непременным символом Масленицы является соломенная кукла, обязательным угощением – блины. Круглый блин символизирует солнце и тепло. «Как на масленой неделе мы блиночков  захотели…» – полюбившаяся детям песня, которую все поют с большим воодушевлением и азартом. Подготовка к празднику знакомит детей с культурными традициями, с обрядами, обычаями русского народа. У ребёнка-дошкольника формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность.

В марте мы проводим праздник встречи весны – Жаворонки [5, с.31-34]. К празднику дети разучивают заклички для встречи весны, птиц, знакомятся с пословицами, народными играми: «Гори-гори ясно», «Ручеёк», «Скакалки», «Перетягивание каната», «Заря-заряница», «Золотые ворота». Главным символом этого праздника являются птички-жаворонки, которые пекут из пресного теста. Такой праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Пасха – светлый и любимый детьми праздник [1, с. 114-119].  Он богат обычаями, атрибутами, специфическими блюдами. Вместе с родителями дети украшают куличи, красят яйца. Этот праздник воспитывает у детей трудолюбие, заботу о людях старшего поколения, уважение к национальным традициям. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, душевность, трудолюбие, вежливость.

Летом проводится праздник Троица [5, с. 53-56]. Дети знакомятся с традициями проведения этого праздника: генеральная уборка дома и украшение его ветвями и травой, плетение венков из полевых цветов, народные гуляния у реки, в поле, хороводы вокруг берёзки. С гордостью за свой русский народ девочки-берёзки исполняют танец «Во поле берёза стояла», читают стихи, воспевающие красоту русской природы, берёзки – символа праздника «Троица». Праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, любовь к своей Родине и народу.

 

Процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.

Итак, вовлекая детей в разнообразные виды деятельности, совершенствуя систему работы по обогащению знаний ребёнка о народной культуре, предметах быта, промыслах, обычаях, традициях, праздниках, костюмах, изделиях народного декоративно-прикладного искусства, мы способствуем становлению личности ребёнка через приобщение детей к традиционной родной культуре.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. И мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа. А русским народом с такими миролюбивыми и доброжелательными традициями можно только гордиться!

Список литературы:

  1. Аникин В. П. «Русское устное народное творчество». Учебник, 2004, М.: Высшая школа, 735 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, 168 с.
  3. Губа Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности. Диссертация. Курск, 2007, 168 с.
  4. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации” (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва).
  5. Степанов Н. П. «Народные праздники на Святой Руси» – Издательство: М.: Российский раритет, 1992, 80 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь