Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Зубова Елена Викторовна
воспитатель по ИЗО
Каштанова Юлия Сергеевна
учитель-дефектолог
МБДОУ №44 «Анютины глазки»
г. Калуга
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
конспект НОД для детей подготовительной группы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие у детей познавательного интереса к историческим событиям и личности Александра Невского
Задачи:
образовательные:
обобщить знания детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси.
развивающие: продолжать развивать кругозор, познавательный интерес, память, речь.
воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к образам исторических героев, воспитывать любовь к отечественным традициям.
Средства обучения: мультимедийная установка, презентация, мольберты, конверт с приглашением, пазлы, фотографии экспонатов оружия; фигурки воинов, одежда и доспехи к ним на каждого ребенка; изображение «Ледовое побоище»
Форма организации: фронтальная
Предварительная работа:
Беседы с детьми о жизни и ратных подвигах Александра Невского, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, просмотр презентаций, мультфильмов.
Ход НОД:
Дети в группе находят конверт с приглашением в исторический музей и деталями пазла.
Воспитатель: А в какой музей мы с Вами отправимся узнаем только тогда, когда соберём пазлы.
Воспитатель предлагает детям собрать картинку. Дети собирают портрет Александра Невского.
Как вы думаете, чей это портрет? Вы знакомы с этим воином? (ответы детей). Значит мы посетим музей А. Невского, который находится в Ярославской области. И нас туда приглашают сотрудники музея.
Мотивация: А вы хотите посетить этот музей? Мы с вами сможем сейчас отправится в музей в Ярославскую область? (ответы детей). Тогда сотрудники музея предлагают провести для нас виртуальную экскурсию. Кстати, ребята, кто-нибудь знает какой бывает виртуальная экскурсия? (ответы детей) Оказывается, что музей сам может придти к нам! И я передаю слово нашему уважаемому экскурсоводу!
Слайд. Фото музея
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в нашем музее Александра Невского. Предлагаем вам увлекательную экскурсию с заданиями. Наш музей находится в городе Переславле –Залесском, потому что здесь родился великий князь Александр Невский.
Воспитатель: Ребята, я бы тоже очень хотела побывать в этом музее.
Экскурсовод: Тогда мы приглашаем вас всех в первый зал нашего музея, он посвящен жизни и подвигам Александра Невского. А вы что–ни будь знаете про него? Предлагаю вам небольшую викторину.
Воспитатель: Отлично, тогда я помогу вам ее провести. Ребята, присаживайтесь на стульчики, что бы вам было удобно. (Воспитатель задает вопросы):
– Что означает имя Александр? Кто знает? (защитник)
– Почему его прозвали Невским? (победил шведов на реке Неве)
– В каком городе княжил А. Невский? (Новгород)
– На Чудском озере была битва. Как называется эта битва? (ледовое побоище)
– С кем он сражался на Чудском озере? (с немецкими рыцарями)
– Сколько сражений за свою жизнь князь Александр проиграл? (ни одного)
– Какими качествами характера должен обладать человек, который не проигрывает сражения? (смелость, мудрость, смекалка, ловкость и т.д.)
Экскурсовод: Ребята, а вы оказывается много знаете о нем. Александр Невский жил в 13 веке. Сейчас у нас 21век, давайте отсчитаем назад до 13века и узнаем сколько лет прошло с того времени.
Воспитатель: Ребята, а посчитать нам помогут наши пальчики (дети вместе с воспитателем отсчитывают на пальцах века)
Экскурсовод: У нас получилось, что жил князь восемь веков назад, это восемьсот лет.
Детство Александра закончилось очень рано. Когда ему было 6лет, ему сшили специальную одежду воина, подарили маленький меч и посадили на коня «Ты теперь маленький мужчина и воспитывать тебя будут не мамки-няньки, а опытные дядьки воины». Стали учить его грамоте и военному делу, а было ему лет столько же сколько вам сейчас. Александр учился с удовольствием и большой охотой. Поэтому в военном деле княжич быстро преуспел. По тем временам княжичу Александру полагалось иметь собственную дружину из таких же детей, как и он сам. И было у него из этой дружины четыре друга. А учил их опытный воин. Александра с дружиной учили ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом, запускать копье в цель. Вот такое детство было у князя Александра!
Воспитатель: Спасибо. Ребята, вам было интересно узнать каким ребенком был князь Александр?
А вы обратили внимание каким оружием его учили владеть? (ответы детей)
Экскурсовод: Какие вы молодцы! А следующий зал нашего музея как раз и посвящен старинному оружию и доспехам.
Слайд. Экспонаты оружия
Экскурсовод: Недавно археологи прислали в наш музей много исторических находок. Помогите, пожалуйста, выбрать те, которые можно разместить в нашем музее.
Дети и воспитатель отбирают среди множества фотографий подходящие экспонаты, называют их и объясняют свой выбор. (меч, палица, лук со стрелами, копье, щит и др.)
Воспитатель целенаправленно ошибается в выборе экспоната (пистолет). Дети замечают ошибку и объясняют неправильный выбор.
Экскурсовод: Спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.
Воспитатель: В будущем наши мальчики тоже станут сильными, ловкими, смелыми и будут защитниками Родины.
А чтобы ими стать нужно тренироваться.
Динамическая пауза (слайд – русский воин)
Русский воин – вот таков,
Он силен, он здоров. (изображают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)
На границе
он стоял. (изображают богатыря на границе)
Зорко-зорко наблюдал (подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри (поднимают руки высоко вверх)
Станем, как Богатыри! (руки на пояс).
Экскурсовод: Ребята, мы переходим в следующий зал нашего музея и посвящен он великому сражению – Ледовому побоищу. Посмотрите, здесь хранится старинное изображение этой битвы. Но со временем часть экспоната потерялась. Помогите, пожалуйста, восстановить недостающую часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю помочь музею. Вы согласны?
Воспитатель выставляет на мольберт экспонат. Дети и воспитатель рассматривают изображение, беседуют о том, что изображено. И приходят к выводу чего не хватает (русских воинов).
– Ребята, покажите, где находится Александр Невский?
– Посмотрите, с кем он сражается, где они на картине изображены?
– А кто же помогает Александру Невскому в бою? Посмотрите, они есть на картине?
– А вы помните, экскурсовод нам сказал, что часть старинного экспоната утеряна? Что нам надо помочь восстановить? (ответы детей)
Дети подходят к столам, рассматривают фигурки воинов. Выясняют могут ли воины сражаться в таком виде. Почему?
Дети поэтапно «одевают» фигурки воинов. При этом называя детали одежды и доспехов и их назначение (рубаха, кафтан, кольчуга, шлем, меч, щит)
Готовые фигуры воинов дети располагают на экспонате.
Экскурсовод: Ребята, спасибо вам огромное, что вы сегодня помогли восстановить очень ценный экспонат нашего исторического музея. И мне было очень приятно познакомить вас с нашим музеем.
Итог.
Воспитатель: Вам понравилась наша экскурсия? Что Вам понравилось? Что Вы узнали нового?
Экскурсовод: Вы можете нарисовать или сделать поделку и выслать фото, а мы обязательно разместим их в нашем музее.
Воспитатель: Уважаемый экскурсовод, нам действительно все очень понравилось. А мы с ребятами приготовили для вас небольшой сюрприз.
Слава русской стороне! Слава русской старине!
Дети исполняют танец «Богатырская наша сила» (Сл. А. Добронравов, муз. А. Пахмутова)