Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Ковалева Валерия Владимировна
Михалькова Яна Александровна
Черевкова Татьяна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС №28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В настоящее время большое внимание привлечено к проблеме воспитания, обучения, психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Следует констатировать, что воспитание детей с отклонениями в развитии не позволяет многим из родителей реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребёнка. Психологическая травма для родителей больных детей с течением времени изменяет их личность и вместо одного инвалида в социуме продуцируется два или большее число травмированных лиц.
Эффективность работы с детьми, имеющими нарушениями в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников образовательного процесса.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в общество, готовым к полезной трудовой и профессиональной деятельности. Но нельзя делать это стихийно и эпизодически. необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций, так как семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основой для планирования работы с семьей является анализ результатов анкетирования как одного из инструментов изучения ребенка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей.
Задача специалистов в построении отношений с родителями заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе обучающего взаимодействия со специалистами.
Важно научить родителей проводить развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения развивающих занятий в условиях семьи.
Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются индивидуальные образовательные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений). Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Они должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока. Помочь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди.
Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы как: родительские собрания; консультации, беседы-разъяснения; тематические выставки литератур, папки-передвижки; круглые столы, «мозговые штурмы»; досуги, праздники.
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей дошкольного возраста.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса образуется единый воспитательный «треугольник».
Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
Список литературы
- Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта //, Дефектология. – 2006. – №2. – С. 31-35.
- Закрепина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. – 2009 – №4. – С. 94-101.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 362 с.