Фатхуллова Римма Загитовна
воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» г. Ульяновск
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ: УЛЬЯНОВСК-РОДИНА МОЯ
конспект занятия в подготовительной группе
Цель: формирование интереса к «малой родине», родному городу, его памятным местам.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление у детей о родном городе; продолжить знакомство с культурным наследием – зданиями родного города;
-обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «мой город, мой народ»,
-закреплять навыки звукового анализа слов.
– Развивающие:
-развивать творческие способности в работе со сверстниками;
-развивать интерес к музейным экспонатам;
-развить эмоциональную отзывчивость и восприимчивость к исторической культуре;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному городу; чувство гордости за малую родину, за свою принадлежность «Я-симбиренок».
Предварительная работа:
-рассматривание альбомов о городе;
-прогулки с родителями по городу, участие на конкурсах;
-беседы о людях, проживающих в городе и о тех, кто прославил наш город.
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются рассаживаются.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (музыка-В. Баснера, слова-М. Матусовского)
В: -Дети, как называется произведение, которую вы сейчас слышали?
-Как вы думаете, что такое Родина?
-Как называется наша страна?
-А люди, живущие в России?
-Россия большая, огромная, красивая и сильная страна. Посмотрите на карту: здесь и леса, и поля, и реки, и горы (показ слайда 1по карте России).
– Кто сможет показать по карте? (города, реки, холмы, леса и равнины).
– Ребята, а что такое наша малая родина?
– Как она называется?
В: – Малая родина ульяновцев -это край Ульяновский, Симбирский, великая река Волга, березовые рощи и сосновые боры, ягодные поляны и удивительные парки.
В: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу.
– Как может путешествовать человек по своему городу? (пешком, на велосипеде, на машине, на трамвае или троллейбусе)
В: Я предлагаю сегодня необычное путешествие-Виртуальное. Термин – «виртуальный» обозначает: похожий, неотличимый. Это новый вид экскурсий при помощи интернета. Мы можем, не вставая с места, совершить путешествие и своими глазами увидеть не только настоящее, но и прошлое.
Сегодня наши экскурсоводы: Аделя и Матвей.
Слайд 2: императорский мост (видеозапись)
Аделя: Мы начинаем наше путешествие с нашего первого моста через Волгу, он называется императорским. Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Ульяновским, Симбирским или просто «старым». Перекинулся он с левого берега на правый берег, и соединил Ленинский и Заволжские районы. Первоначально мост был железнодорожным, позже к нему пристроили автомобильные трассы.
Когда уезжаем с центра города, это пересечение улиц Гончарова и Минаева, посмотрите красоту реки Волги, и мы окажемся на Нижней Террассе. Длина моста-2080метров.
Матвей: Я хочу обратить внимание на новый мост-президентский (видео-слайд 3)
Мост соединяет северную часть города с Верхней Террассой. Длина моста 5824 метров.
Президентский мост был построен для того, чтобы разгрузить уже существующий старый. На мосту запрещены пешеходное движение и остановки, зато мост предназначен для езды на велосипеде.
Особенно приятно проезжать по новому мосту ночью, когда фонари по всей длине освещают путь, а впереди широкая полоса движения и скорость до 90 км в час. Днем же можно полюбоваться видами Волги и старого моста. Я считаю Президентский мост полноправной достопримечательностью города, а также его уникальной особенностью.
Президентский мост – второй по длине на территории России.
Слайд 4
Аделя: Сегодня мы путешествуем по центру городу (слайд 7) Центральная улица названа именем писателя И. М. Гончарова. Это широкая улица со сквером посередине, историческими зданиями. Здесь находится областной театр кукол имени В.М. Леонтьевой. Напротив, театра установлен бронзовый памятник той самой тете Вале, ведущей передачи «В гостях у сказки». Как будто Валентина Михайловна вышла из театра и присела отдохнуть на одной из скамеек. Я думаю многие из нас побывали в театре, много воспоминаний у нас от прекрасных постановок.
Слайд 5
Матвей: Я хочу пригласить вас виртуально подойти к дому-памятнику Гончарову, единственному в России. Есть в центре Ульяновска дом, не заметить который достаточно сложно. Он, красив, ухожен и даже имеет башенку с часами. Это одна из достопримечательностей города – историко мемориальный центр – музей И.А. Гончарова. В этом доме родился и провёл своё детство великий русский писатель, автор «Обломова».
Посмотрим на музей изнутри. (показ внутренних комнат музея).
В: Ребята есть еще у нас в Ульяновске Дом-памятник писателя Ивана Гончарова, который возведен на его родине к 100-летию со дня его рождения, в 1912 году. Это красное здание с угловой башенкой в стиле модерн в Ульяновске знает каждый. Строили особняк на народные деньги.
Сейчас здесь находятся два музея: Краеведческий музей, где мы побывали с вами, и Художественный. Давайте полюбуемся красотой музеев изнутри.
(слайды по музеям).
В: Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка.
Утром рано мы встаем, город видим за окном (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Он проснулся, он живет (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовет. (ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие-низкие, далекие-близкие, (показываем разные высоты домов)
Деревянные, панельные, кирпичные, вытягиваем руки, приближаем и разъединяем руки).
Вроде бы обычные (развести руки)
Мы живем, мы растем, в нашем городе родном. (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и опуститься)
Для кого-то небольшой, (показываем руками маленький предмет)
А для нас огромный (показываем большой предмет)
Пусть растет, пусть цветет, (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Город наш на Волге.
В: Ребята, вам понравилась сегодня экскурсия? Что запомнилось? Как назывался наш город раньше? В нашем городе много музеев, памятников, мы продолжим наши экскурсии в течении года, а пока я приглашаю вас разделиться в две команды и подойти за столы.
Выполнение звукобуквенного анализа слов «симбиренок» и «ульяновец» с использованием моделей звуков, магнитов.
Деление слов на слоги и определение ударного слога.
В: Сегодня мы совершили виртуальную экскурсию по городу. Давайте пофантазируем, какой будет город, когда вы вырастите?
– Для этого я предлагаю вам стать архитекторами и строителями, ландшафтным дизайнером.
– Что делает дизайнер? Архитектор? Строитель?
Распределение ролей при помощи считалки и конструирование из лего разных моделей, новых домов и зданий.
Рассказ одного ребенка с каждой подгруппы о своих постройках.