Кухарева Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
Задеренко Ольга Васильевна
педагог-психолог
Усенко Инна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ-детский сад комбинированного вида «Теремок» п. Борисовка
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
БЕЛОЧКА-ХОЗЯЮШКА
интегрированное физкультурно-речевое занятие в средней группе
Цели: закреплять у детей знания об осеннем лесе; обобщать знания детей о грибах: внешний вид, места произрастания; учить быть осторожными с неизвестными и ядовитыми грибами; упражнять детей в равновесии (ходьба по уменьшенной опоре); упражнять в перебрасывании мячей друг другу; развивать пальчиковую и общую моторику детей; способствовать развитию внимания и координации движений.
Ход занятия:
Зал украшен осенними листьями, изображениями грибов.
Инструктор по физ. культуре:
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают.
Отгадайте, дети, когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. В лесу нет домов, там растут разные деревья и кустарники. Их очень много. Лес большой, в нем можно заблудиться. В лесу всегда тихо. Чем гуще лес, тем он темнее. В лесу всегда особый воздух. А чем богат осенний лес? (Грибами, ягодами, разноцветными листьями)
Инструктор по физ. культуре: Правильно. А теперь нам пора отправляться в путь!
Упражнения в ходьбе и беге:
- «Идем по узкой тропинке». Ходьба на носочках.
- «Идем через густой кустарник». Ходьба в полуприседе.
- «Обходим сухие опавшие ветки». Ходьба с высоким подниманием колена.
- «Выбегаем на солнечную полянку». Легкий бег на носочках.
Воспитатель: Нам и лето, нам и осень
чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, — это чудо из чудес!
Какие грибы растут в лесу? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте мои загадки.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички —
Золотистые… (Лисички)
Воспитатель:
1. И под старою сосной, где склонился пень-старик,
Окружен своей семьей, вырос первый… (Боровик)
2. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это… (Сыроежки)
3. Я родился в день дождливый
Под березой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)
4. Я в красной шапочке расту
среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, — зовусь я… (Подосиновик)
Инструктор по физ. культуре: Молодцы, ребята! Теперь давайте разомнемся.
Общеразвивающие упражнения «Веселые грибочки»
Фонетическая зарядка «Дудочка». Дети «дудят в дудочку», словно приглашая грибы повеселиться: «Ду-ду-ду!»
«Грибочки пляшут». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить, сказать: «Ох!» Упражнение повторить 5 раз.
«Грибочки кланяются». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, отвести руки назад, выпрямиться. Упражнение повторить 5 раз.
«Грибочки качаются». И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться. Упражнение повторить 6 раз.
«Грибки-шалуны». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в И. п. Упражнение повторить 5 раз каждой ногой.
«Грибки-прыгуны». И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, непродолжительная
ходьба на месте и снова повторить прыжки.
Воспитатель: Ребята, кто же в гости нас позвал?
На березе, на верхушке,
Замелькали чьи-то ушки.
Показался хвост пушистый,
Мех атласный, золотистый.
Кто грибочки собирает
Да на зиму запасает? (Белочка)
(Воспитатель достает игрушечную белку и говорит от ее имени.)
Белка: Здравствуйте, дети!
Белка я, зверек игривый,
Озорной и шаловливый.
Я без устали тружусь,
Этим я всегда горжусь.
Инструктор по физ. культуре: Ребята, наша белочка устала, целый день она скакала. Давайте поможем ей собрать грибы, которые она насадит -а сучки сосен и высушит впрок. А лютой, холодной зимой сможет -рыгать по ветвям деревьев и подкрепляться сушеными грибами.
«Идем по тропинке за грибами». Ходьба по доске шириной 15 см. Повторить 2—3 раза.
«Поможем белочке собрать грибы». Бросание мяча друг другу снизу и – ловля его (расстояние 1,5 м). Продолжительность упражнения 2—3 мин.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Вы очень отзывчивые дети. Белка благодарит вас за помощь. Теперь у нее очень много грибов, которыми она сможет поделиться с другими.
Пальчиковая гимнастика «Белка-продавец»
Сидит белка на пенечке, дети хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно.
Продает она грибочки.
Лисичке-сестричке, загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Ребята, не всякие грибы в лесу съедобные. Есть такие, которые даже трогать нельзя. Они вызывают отравление: сильное головокружение, тошноту, боль в желудке и другие недуги.
Грибы эти вовсе не надо искать,
А если увидим — не стоит их брать.
Почти что на каждой полянке
Растут противные… (Поганки)
Инструктор по физ. культуре:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый,
Как Петрушка, ядовитый… (Мухомор)
Инструктор по физ. культуре: Теперь вы настоящие грибники. Посмотрим, кто из вас окажется более удачливым в сборе грибов.
Подвижная игра «Поймай грибок»
В игре участвуют 2 команды: «грибов» (3—4 человека) и «грибников» (3—4 пары, 6—8 человек). На полу зала мелом или шнуром обозначаются 2 круга: в центре круг малого диаметра (2—3 м) — корзины грибников и внешний круг большого диаметра — лес, где растут грибы. «Грибы» встают во внешний круг, а «грибники» по парам — в центр. Все дети приседают на корточки и выполняют движения, о которых рассказывает педагог.
Меж еловых мягких лап щелкают пальцами обеих рук.
Дождик кап, кап, кап!
Где сучок давно засох, трут ладошки друг о друга.
Серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип, медленно поднимаются.
Вырос гриб, гриб, гриб!
Кто нашел его, друзья?
Дети: Это я! Я! Я!
После последних слов по сигналу педагога (удар в бубен) «грибы» разбегаются. «Грибники» парами ловят «грибы» и отводят их в свой круг. Игра повторяется 2—3 раза.