Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Федорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
город Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – В СЕМЬЕ СОГЛАСНО, ТАК И ВОСПИТАНИЕ ИДЕТ ПРЕКРАСНО
секция – 6. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и в становлении личности ребенка»
Аннотация. В данной статье представлены основные направления работы по воспитанию семейных ценностей на основе отечественных духовно-нравственных традиций из опыта педагогов – практиков, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста.
Приоритетом в области дошкольного образования является морально-волевое развитие ребенка, формирование ценности мотивов, самостоятельности, любознательности, привлечение детей к общечеловеческим ценностям.
Морально-волевое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как система морально устойчивых – значение разума, которые проявляются в отношении ребенка со сверстниками и взрослыми, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах. Базовый документ для формирования основ морально – волевого воспитания в российской Федерации «Концепция нравственного и духовного развития и воспитания личности гражданина России», под редакцией А.Я. Данилюк, что определяет социальный заказ государства на формирование нравственного воспитания молодого поколения. Этот документ дает понятие нравственного воспитания личности гражданина России как педагогически организованного процесса усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской федерации, государство, семья, образование, мировое сообщество. Концепция является методологической основой разработки и реализации образования в стандарт дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания целостного образования на основе нравственных ценностей и социально-культурных прав, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Актуальность темы связана с кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм и ценностей, что значительно усложняет процесс образования ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, отношения между людьми в обществе. Кризису нравственной воспитанности способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость). В дошкольной образовательной организации, центральным требованием является соблюдение обязательного для всех правила поведения в обществе, общественной морали. Возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, т. е. семьи.
Работа с родителями в этом смысле, играет важную роль. Эмоционально-положительная атмосфера в семье создается ее членами, особенно родителями. Основной целью нашей работы является обучение родителей сознание необходимости целенаправленной деятельности в области образования детей духовных и нравственных навыков в семье и отношения с системой школьного института.
Содержание нашей работы включает в себя определение средств и методов духовно-нравственного воспитания детей в семье; повышение педагогической культуры родителей.
В своей практике мы используем различные формы взаимодействия с семьями: привлечение родителей к сбору материала для пополнения экспозиции группового мини – музея «дома»; организация консультаций и индивидуальной беседы на тему: «Как провести день рождения ребенка», «Создание позитивного климата в семье», «Как вместе провести выходной день» и так далее; оформление стенда с информацией о семейных праздниках; привлечение родителей к организации групповых досугов и спортивных мероприятий; оформление вместе с родителями фотовыставки «Храмы нашего города», «Мы – старооскольцы», «Отдых в семье».
Однако в нашей работе возникла следующая проблема – большая занятость родителей, отсутствие мобильности для получения педагогических знаний и умений. В связи с этим появилась дистанционная форма общения с родителями, которая имеет ряд преимуществ: она популярна и дает возможность быть в контакте с каждой семьей в индивидуальном порядке; родители в удобное для них время задают вопросы воспитателю и получают ответы; родители вступают в контакт друг с другом, принимают участие в форумах и конференциях.
Таким образом, в рамках института семьи приоритетным в морально – волевом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всестороннее формирование личности ребенка.
Список литературы.
- Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. -78с.
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., Просвещение, 2009.- 29с.
- Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста /
М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. – 2013. – №3 – С. 20-24.
- Петрова, В.И. Этические беседы с детьми / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. -73с.