Гончарова Дарья Викторовна
Михайлова Ольга Алексеевна
Гончарова Елизавета Олеговна
воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
СЕКЦИЯ – 13. Использование активных форм взаимодействия с родителями
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме. В настоящее время пользуются особой популярностью коллективные нетрадиционные формы организации общения педагогов с семьей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям. Успешным решением взаимодействия с семьями воспитанников может стать проведение родительских собраний в нетрадиционных формах, например, в форме беседы за чашкой чая.
Такая форма проведения родительского собрания позволяет:
- установить партнёрские отношения между педагогами, детьми и их родителями;
- создать атмосферу общности интересов;
- укрепить доброжелательное отношение между родителями и детьми, педагогами;
- помочь формированию взаимопонимания между родителями и ребёнком, педагогами;
- привить родителям умение радоваться успехам детей в различных видах деятельности.
Еще одна активная форма взаимодействия с родителями «Мастер-класс». Такие собрания проходят в контексте «обмен опытом». Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Перед таким собранием должна быть предварительная работа. Выбирается тема, предлагается родителям изготовить, что-то совместно с ребенком своими руками. На собрании родители дают практические советы, могут показать ролевое взаимодействие родителя с ребенком.
Конспект нетрадиционного родительского собрания в форме «Беседа за чашкой чая»
Тема: «Новоселье»
Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: Беседа за чашкой чая, мастер класс по профориентации «Украшение пирожного».
Цели: Создание условий для повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребёнка. Создать условия для развития личностного и профессионального самоопределения детей.
Задачи:
- -Установление партнерских отношений между педагогами, детьми и их родителями;
- -Создание атмосферы общности интересов;
- – Ознакомление родителей с задачами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей средней группы, планом работы на учебный год.
- – Популяризация специальности «Поварское и кондитерское дело».
- -Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам и пап в жизнедеятельность группы.
- – Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями – детьми – педагогами.
Участники: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста.
Предварительная подготовка: Тематическая беседа с детьми о семье; заучивание театральной постановки с детьми «Теремок»; заучивание танцевальной композиции; совместная деятельность детей и родителей в составлении приготовлении сладостей для чаепития; консультация для родителей «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений»
План проведения родительского собрания:
Вступительный этап: Подвижная игра – приветствие «Возьмёмся за руки, друзья».
Основная часть: Показ театральной постановки «Теремок»; совместный танец детей и родителей. Продуктивная деятельность детей и родителей мастер класс по профориентации «Украшение пирожного»
Подведение итогов собрания: Чаепитие; рефлексия.
Конспект нетрадиционного родительского собрания в форме «Беседа за чашкой чая»
Тема: «Праздник День Матери»
Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: Беседа за чашкой чая, мастер класс по изготовлению народной куклы «Кувадка».
Цели: Формирование семейных ценностей, повышение положительного эмоционального уровня и поддержание традиции празднования Дня Матери.
Задачи: Создание уютной, домашней атмосферы праздника; формирование нравственно эстетических ценностей, уважения к матери; познакомить с историей создания куклы «Кувадки»; прививать интерес к тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества.
Участники: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста.
Предварительная подготовка: Тематическая беседа с детьми о празднике День Матери; заучивание стихотворений о маме, песни, танца; совместная деятельность детей и родителей в составлении приготовлении сладостей для чаепития; консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»; подготовка воспитателями
План проведения родительского собрания:
Вступительный этап: Танец с сердечками из воздушных шаров, стихи о маме, песня.
Основная часть: Продуктивная деятельность детей и родителей – мастер-класс по изготовлению народной куклы «Кувадка».
Подведение итогов собрания: Чаепитие, рефлексия.