Бурнышева Наталья Геннадьевна
воспитатель, МАОДУ ЦРР-детский сад № 9 г. Нижний Тагил
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
«В ГОСТЯХ У ТЕТУШКИ ВАРВАРУШКИ»
конспект НОД для детей дошкольного возраста 4-5 лет
Аннотация. В конспекте представлен материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами быта прошлого времени.
Цель: Сформировать интерес к прошлому, истокам и культуре своего народа.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к традициям русского народа;
- Обогащать детский словарный запас народных терминов;
- Приобщать детей к народным играм, песням и хороводам;
- Расширение представлений детей о предметах ближайшего окружения;
- Познакомить детей с особенностями предметах быта прошлого времени, их назначении;
- Закреплять знания: кто такие – домашние животные, их польза человеку.
Ход:
В группе оборудован мини – музей, в котором находятся атрибуты прошлого времени, быта.
Дети заходят в группу, в группе детей встречает Тетушка Варварушка. (Тетушка Варварушка переодета в национальную одежду: сарафан и платок).
Тетушка Варварушка: встречает детей и приглашает детей пройти к себе в дом русскую избу.
Тетушка Варварушка: Здравствуйте гости дорогие.
Дети здороваются.
Тетушка Варварушка: Как говорили в старину – пословицы: «Гость на дворе – хозяину радость.»
Ребята я сегодня Вас хочу пригласить к себе в дом в гости, в «Русскую избу» и посмотреть, как раньше жили люди, какой у них был быт, какими предметами быта они пользовались.
Проходите, заходите и смотрите, а я вам сейчас все покажу и расскажу.
Заходят дети к Тетушке Варварушке в дом (Мини – музей),
Тетушка Варварушка говорит:
– Ой ребята, посмотрите, кто это нас встречает?
Дети: Кошка
Тетушка Варварушка: Да ребята в моем доме, да и в каждом деревенском доме жили и живут кошки. Кошку пускали в новый дом первой, чтобы все темные силы остались за дверью, а еще кошка является символом чистоты и счастья в доме у деревенских жителей. Ребята, кошка домашнее животное, чем ещё она служила человеку?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Правильно, ловила мышей.
Ребята посмотрите, а где это лежит наша кошка?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Правильно! Кошка лежит около печи на коврике. Печь в русской избе – самое главное. В старину о ней говорили так:
Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, барыня,
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси,
В лом богатство неси.
Ребята, почему так ласково обращались к печке?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Да потому что, печь и сварит; и испечет; обогреет, если человек замерз, вылечит заболевшего хозяина. Светло от печи и тепло.
Ребята посмотрите, что же еще у человека было в быту:
(У печки стоит прялка) – Это ребята прялка. Давным – давно, люди использовали прялку, пряли они на прялке – пряжу, полученную благодаря шерсти животных, которых обстригали, а потом из пряжи вязали теплые вещи, какие знаете?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: А, каких домашних животных стригли на пряжу?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Посмотрите, а что это?
- А это – Ободок-венок: его носили молодые девушки, сейчас девочки носят красивые резиночки, бантики, заколочки, а раньше девушки носили вот такие ободочки на голове (Показывает детям).
- Посмотрите, а это что, лапти: лапти– это обувь, которую носили в старину на ногах. Посмотрите сейчас у нас сапожки, ботинки, а у вас на ногах сандалики, а в старину деревенский народ носил – лапти. Рассматривают все вместе, вот эти лапоточки для маленьких ребят, а эти лапти для взрослого человека.
- Это ребята – лукошко. Как вы думаете для чего оно нужно было деревенским жителям?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Правильно, деревни находились вблизи лесов, рек и лукошко им нужно было для того чтобы ходить в лес по грибы, по ягоды.
- Это ребята игрушка- свистушка, посмотрите, как она свистит, ей играли дети.
- Ой ребята, я же со всем и забыла хотела угостить вас чаем. Куда же подевался мой самовар (ищет самовар), ой он же у печки стоит. Выносит стол, на котором находится – самовар, крынка, расписные ложки, расписная чашка, кружки, пиалки.
Ребята посмотрите, это что у нас?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Правильно, это самовар. А для чего самовар нужен был в старину?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Да, самовар нужен был людям, чтобы кипятить воду, и готовить в нем чай. В наше время у людей электрические чайник, керамические чайники (показывает чайник нашего времени, сравнивают), а тогда был самовар, у которого был краник, который поворачивали и наливали чай в кружку, а сейчас у наших чайников есть специальное отверстие «носик», благодаря которому мы наливаем кипяток. Ой и вкусный наверно у них был чай.
Посмотрите, а это расписные ложки, которыми ели люди, красивые правда! Ложки раскрашены разными красивыми узорами.
Эти ложки деревянные, расписные, а сейчас мы пользуемся, посмотрите какими ложками из нерж. стали. Ложки бывают- столовые для супа, десертные, чайные они служат для того чтобы в кружки накладывать сахар и мешать его. Еще мы пользуемся вилками, они нам нужны для второго блюда.
Посмотрите в старину еще были вот такие красивые -расписные тарелки, пиалки, кружки.
А это крынка, она служила деревенским людям для хранения в ней молока, либо в ней хранилась сметана, масло. Крынка изготовлена из глины.
Вспоминайте, а какие домашние животные жили в деревнях? И какую они приносили пользу человеку?
Посмотрите, а это полотенца, как красивые, вышитые разными узорами.
Вот сколько мы с вами много интересного посмотрели.
Вам понравилось, ну что же пора пить чай. Ребята деревенские жители очень любят пить чай, как вы думаете, чем? (Показывает Сушку или баранку)
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Ребята, а давайте вместе постряпаем сушки.
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Но сначала я Вам предлагаю, встать в круг и немного развеется.
Ребята, кто деревенских жителей будет по утрам, какое домашнее животное
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Давайте вместе споем песню про петушка. Водят круг и поют (Все вместе поют русскую народную потешку – «Петушок»).
Ребята, а вы знаете колыбельные, которые пели в старину?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: Все вместе поют: «Баю, бай, ты собачка не лай…»
Ребята, а в ладушки играть умеете?
Дети: ответы
Все вместе играют: «Ладушки, ладушки…»
Тетушка Варварушка: Ребята, а еще в старину пели всем вам известную песню, которую вы исполняете, когда кому- ни будь поёте «Каравай». И это песня называется «Калинка- малинка» Все вместе поют и пляшут, да эта песня пришла к нам из далёкого прошлого и сочинил ее народ.
– Ребята, а на ложках играть умеете?
Дети: ответы
Тетушка Варварушка: (Раздает ложки, Дети берут правильно ложки, используя прием «зажимают их между пальцами» и все вместе играют.)
Тетушка Варварушка: Отгадайте загадку:
Загадка
Наша барыня- сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Тетушка Варварушка: Молодцы! А, теперь я вас приглашаю, к столу, для того, чтобы мы с вами вместе постряпали сушки. (Подходят к столу, на столе приготовлены ингредиенты: Соль, мука, масло. Все вместе, с детьми готовим соленое тесто. После приготовления теста, дети и Тетушка Варварушка лепят сушки. Тетушка Варварушка показывает и рассказывает последовательно, как нужно правильно лепить сушки: катает колбаски из теста и соединяет концы колбасок. После того, как дети слепят сушки, сушки выкладывают на противень и идут на кухню, отдают поварам, для того чтобы запечь сушки. Тем временем, пока готовятся сушки Тетушка Варварушка и дети возвращаются в группу.
Тетушка Варварушка: Ребята, какие вы молодцы, как много вы сегодня много потрудились, за это я вас хочу угостить, тоже сушками, которые я испекла в «русской печи», угощает детей. Дети моют руки и садятся за стол и пьют чай с сушками.
Итог занятия: Рефлексия в кругу детей и Тетушка Варварушки.