Киямова Эльвера Рафаиловна, воспитатель МБДОУ «Снегурочка» г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы (развитие речи, и ручной труд) на тему «В гости осень к нам пришла»
Цель: закрепить представления о приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в образовании прилагательных от существительных.
- побуждать детей к словотворчеству, к употреблению сравнений
- упражнять в подборе синонимов, активизировать в речи глаголы.
- продолжать учить составлять описательные рассказы о фруктах.
Познавательные: учить делать из природного материала игрушку – колобок.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, двигательная, игровая.
Предварительная работа. Заучивание стихотворения о листопаде. Придумывание новой сказки о колобке «Колобок в городе». Проведение, дидактических игр «с какого дерева лист?», «Найди парную картинку».
Оборудование. Сухие листья, яблоки, заостренные палочки, семена ясеня, ягоды рябины.
НОД
Воспитатель. Дети, скажите, какое сейчас время года? (осень). Вы любите это время года? Вам хотелось бы, чтобы осень пришла к нам в детский сад? Тогда давайте позовем осень к себе в гости.
Дети вместе с воспитателем произносят слова:
Осень добрая, приди
Нам подарки принеси:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые.
Воспитатель. Закройте глаза, и сейчас произойдет волшебство. Воспитатель надевает венок из осенних листьев и накидку осени и превращается в осень. Дети открывают глаза.
Осень. Здравствуйте, дети! Вы меня звали в гости? Я к вам пришла и подарки принесла. Первый мой подарок – корзина с фруктами. Показывает детям. Ой, что это я слышу? Какой – то шум в корзине? Вы, ничего не слышите? Нет. Хотите услышать? Тогда вставайте в круг. По кругу лежат шапочки фруктов. Вокруг себя обернись и в свой любимый фрукт превратись! Дети надевают шапочки на голову. Фрукты ведут спор, кто из них самый главный:
– Я самый главный – говорит виноград виноградный сок.. – Я самый сочный, самый сладкий, самый ароматный, вкусный и полезный. Из меня делают виноградный сок.
– А что же говорит яблоко?
Ребенок в шапочке яблока говорит:
– Нет, я самый главный фрукт. Я яблоко, я самое румяное, большое круглое, сладкое, хрустящее, сочное и вкусное. Из меня делают яблочное повидло.
Ребенок, в шапочке банана говорит:
– А еще главнее. Я банан. Я приехал из Африки. Я экзотический фрукт. Я мягкий, сладкий и душистый. Я мягкий, сладкий и душистый. Из меня делают банановое пюре.
Ребенок, в шапочке лимона:
– Нет, я самый главный. Я лимон. Я самый кислый, сочный, полезный. Меня едят, когда болеют гриппом.
Ребенок, в шапочке сливы:
-Нет я самый главный фрукт. Я слива. Я самая красивая. Я бываю синяя, красная, желтая. Я сочная, мягкая, овальная, вкусная.
Ребенок,в шапочке апельсина:
– А я еще красивее. Я апельсин. Я оранжевый, яркий, сочный, полезный, ароматный. Во мне много витаминов.
Ребенок,в шапочке персика:
– Я самый главный. Я персик. Я самый душистый, пушистый, сочный, сладкий, мягкий и полезный. Из меня делают вкусный персиковый компот.
Ребенок,в шапочке груши:
– А я груша. Я самая вкусная, сладкая, золотистая, ароматная, сочная, полезная. Я самая главная.
Ребенок, в шапочке вишни
– Нет я самая главная. Я самая красная, сочная, сладкая, полезная, ароматная.
Осень. Вокруг себя обернись и в детей превратись! Вот теперь, дети, мы узнали, о чем спорят фрукты.
–Дети, а как помирить фрукты? Кто все – таки самый главный? Все фрукты главные, все полезные и любимые.Их нужно есть всем детям и взрослым.
Осень. Ну, вот и решили фруктовый спор. А я вам принесла еще подарки. Садитесь на стульчики.
Осень раздает детям осенние листья с березы, рябины, каштана, осины, ивы, липы и.т. д. И спрашивает всех детей по очереди.
– С какого дерева у тебя лист? У меня лист с осины. Значит он какой? (осиновый лист)
Осень. Дети, а какое в природе существует явление, связанное с листьями? (листопад)
– Правильно. Внимательно послушайте это слово: листо-пад. Из каких 2х слов оно образовалось? Лист и падает. Два слово «лист» и «падает», соединили и получилось одно слово листопад. А вы бы хотели устроить листопад в группе? Да!
– Проходите, становитесь вкруг, берите листья. Дети берут осенние листья.
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы висим.
Дунул ветер полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Снова ветер набежал
И листочки все поднял.
Снова листья полетели,
На дорожку тихо сели.
Дети бросают листья вверх.
Осень. Скажите, что делают листья во время листопада? Кружатся, танцуют, вальсируют, летают, порхают, шуршат, шелестят, перелетают, падают.
– А кто из вас знает стихотворение о листопаде? Дети читают стихотворение
На дроге листопад
Листья желтые летят.
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят:
Шурш, Шуршилка и Шуренок –
Мама, папа и лисенок.
Осень. Ребята со мной вместе в гости к вам пришли семья листьев – папа, мама и листенок. Только в Дашином стихотворении семья листьев любила шуршать, поэтому им дали такие имена: Шурш, Шуршилка и Шуршенок. А вот это семья любит очень кружиться, но у них нет имен. Придумайте им имена. Папа – Кружил, мама – Кружилка, Листенок – Кружонок.
Осень.Я еще вам принесла вам подарок. Я ведь осень – художница. Я рисую прекрасные картины. Раздает детям картины.
– Давайте поиграем в дидактическую игру « На что похоже?». Подберите к моим картинкам пары. С чем можно сравнить эти предметы? Какие слова нам помогут сравнивать? Нам помогут сравнивать слова «как», «как будто».
– С чем можно сравнить осенний лес?
Ребенок показывает картинку.
Осень. Осенний лес как расписной дворец. С чем можно сравнить осеннюю землю?
Ребенок. Осенняя земля, как пестрый ковер.
Осень. С чем можно сравнить осенний дождь?
Ребенок. Дождь как серые нити. И так далее: клен, как костер; туча как серая кошка; ягоды рябины, как бусы; листья как монетки.
Осень. Ребята, вы молодцы. Все вы знаете. У вас умные головы. А руки у вас умные? А еще как можно назвать умелые руки? Трудолюбивые руки, золотые руки.
Осень. А что у вас руки сделаны из золота? Нет, так говорят, если руки умеют делать все.
Осень. Если у вас умелые руки тогда я вас научу делать из яблок колобок. Проходите мою осеннюю мастерскую.
На столах подносы, на которых по 1 яблоку, по 2 ягоды, по 5 заостренных палочек, нитки (шерстяные) кусочки морковки.
Осень. Из каких частей состоит тело колобка? Тело колобка состоит из головы. А что на голове есть? Глаз, нос, рот, волосы. Посмотрите на подносы и подумайте, из чего мы будем делать глаза, нос, рот? Глаза мы будем делать из ягод рябины, нос из круглого куска моркови, рот из полукруга, волосы из нитей.
Осень показывает, как делается колобок, прикрепляет детали при помощи заостренных палочек. Затем дети сами делают колобки.
По окончании работы работы Осень предлагает сочинить сказку о яблочном колобке по аналогии с русской народной сказкой «Колобок».
Жили – были в одном детском саду дети. И решили они сделать яблочного колобка.
Взяли они яблоко ягоды рябины, кусочки моркови, острые палочки и сделали колобка. Поставили его на поднос. Сидел, сидел колобок, надоело ему сидеть, срыгнул он с подноса и покатился. Катиться колобок по городу, а на встречу ему кошка.
– Колобок, колобок я тебя съем!
-Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Я колобок, колобок,
У меня румяный бок,
Рябиновые глазки,
Морковный нос,
И ротик тоже.
Я от деток убежал и от тебя убегу.
И покатился колобок дальше. А навстречу ему собака.
– Колобок, колобок я тебя съем!
-Не ешь меня, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
У меня румяный бок,
Рябиновые глазки,
Морковный нос,
И ротик тоже.
Я от деток ушел, я от кошки ушел и от тебя, собака, уйду.
Катится колобок дальше, а навстречу ему мальчик:
-Колобок, колобок я тебя съем!
– Не ешь меня я тебя песенку спою!
Я колобок, колобок,
У меня румяный бок,
Рябиновые глазки,
Морковный нос,
И ротик тоже.
Я от деток ушел, я от кошки ушел, от собаки ушел и от тебя уйду.
Мальчик и говорит:
– Что–то я не слышу ничего, ты сядь ко мне на ладошку и пропой еще немножко.
Колобок прыгнул на ладошку, а мальчик – ам! – и съел его. Вот и сказочный конец, а кто слушал молодец!
Список используемой литературы:
1. Макарова. В. Н., Е. А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. Конспекты по развитию образной речи у старших школьников. М., 2009.
2. Ушакова О. С. Занятие по развитию речи для детей. М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Ушакова О. С. Развитие связной речи. Серии сюжетных картин. Метод. Пособие. М., 2005.