Бдиева Гульфия Иршатовна
воспитатель
Климашина Екатерина Валерьевна
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР детский сад № 242 «Садко
г Ульяновск
Цель: формировать представления детей о жизни и культуре народов Поволжья. Развивать познавательные и творческие способности, эстетические чувства и чувство прекрасного. Развивать внимание и память. Вызвать интерес к фольклору народов Поволжья на примере народных игр, песен, танцев, произведений художественной литературы. Воспитывать толерантность, коммуникативные навыки.
Заходят 2 Любавы. (Музыкальные заклички).
Любава1:
Просим, просим, приглашаем.
Заходи честной народ!
Любава 2:
Вкусным чаем угощаем.
Всех, кто нынче к нам зайдёт.
Под музыку змейкой заходят дети в национальных костюмах. Образуют круг. В кругу Любава1 с каруселью.
Игра – песня Карусель. Дети идут по кругу поют:
Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель – это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!
Дети останавливаются. Любава с каруселью говорит:
Народ собирается!
С карусели – праздник начинается!
Дети отпускают ленты, идут по кругу, садятся в зале.
Любава 2: А что тут у вас за праздник?
Ребенок: У нас праздник чая,
Все, кто любит сладкий чай.
Торопись не зевай!
Ребенок: Не придётся вам скучать.
Будем петь и плясать.
В игры разные играть.
А смешинки, сахаринки.
Будем чаем запивать!
Любава 2: Кто тут у вас хозяин?
Ребенок: А хозяин тут самовар.
Под музыку входит ребёнок – самовар. Обходит всех в зале, останавливается около стола.
Любава 1: Расступись честной народ!
Глянь, хозяюшка идёт!
Под музыку заходит хозяйка с самоваром, подходит к столу
Хозяйка:
Вот и я иду, самовар несу
Самовар кипит, гостей угощать велит!
Здравствуйте гости дорогие.
И маленькие, и большие
Русские, чуваши, татары и мордва
Вас к себе в гости давно я ждала.
Всех мы привечаем, всех угощаем, да не пустым чаем,
А с песнями да сказками, народными плясками,
Небылицами да стихами.
Всем что любим сами.
Любава 1: Да, хорош самовар!
Любава 2: А вы, гости дорогие, знаете крылатые выражения о самоваре? (Обращается к гостям) (Гости говорят пословицы о чае)
Любава 1: Да, много знаете. Сразу видно чай с медовыми пряниками вы любите.
Хозяйка: А вы знаете что-нибудь о самоваре? (обращается к детям)
Дети: Да
Экскурсоводы расскажут про самовар.
Любава 2: А вот сейчас дети нам расскажут про самовар
Хозяйка: Заходя в дом, гости приветствовали хозяев «Чай да сахар». А хозяева отвечали «Проходите, чайком побалуемся».
Любава 1: Да. Ни одно национальное застолье не обходится без чая. Русские и татары, чуваши и мордва – все любят посидеть, поговорить, чаю ароматного попить, да со сладостями!
Любава 2: А вот и первые гости. Нужно им представиться и другим понравится (Звучит русская народная мелодия. Входит Маня – девочка в русском, народном костюме с пряниками. Рядом стоят дети, готовые на выход Частушек.)
Маня – Здравствуйте. Я – Манечка, принесла вам русских пряничков.
Хозяйка: Пряники печатные.
До того нарядные,
Мы не сразу их съедим.
А сначала поглядим.
Ребенок: Пряники русские
Сладкие, мятные.
К чаю ароматному
Угощенье знатное. (Пряники ставят на стол)
Звучит кадриль. Выход детей на частушки.
Ребенок:
Мы, не зная скуки, взяли ложки в руки,
Не картошку, чтобы мять,
А на ложках поиграть!
Исполняются частушки.
Частушки:
- На столе стоит пирог,
Булочки и сушки.
Пропоем мы вам сейчас,
Чайные частушки.
- Мы на чайных посиделках
Очень рады побывать.
Только вы не забывайте
Чай нам чаще подливать
- Не надо чаю много пить,
Милые подружки.
А то от чая в животе
Заквакают лягушки.
- Самовар блестит, кипя.
Чай в нем так и пенится.
Поглядите на себя –
Ну и отраженьице.
- Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
- Мы на празднике сегодня
веселились от души,
Хороши мальчишки наши
И девчонки хороши!
Дети кланяются уходят на места.
Любава 1: Ой смотри, смотри еще гости идут.
Любава 2: Откуда же они?
Звучит чувашская народная мелодия. Входит Антер –(мальчик в чувашском национальном костюме, здоровается по- чувашски. С ним все здороваются по-чувашски.
Антер – Я принёс вам угощенье из солнечной Чувашии. К праздничному столу у нас готовят много разных блюд: пуремеч – ватрушки с разной начинкой, хупли – кукли – маленькие пирожки. Вот и принес я вам их.
Хозяйка: Ах, какие пирожки, что за угощенье.
И, румяны, и мягки, всем на удивленье.
Девочка в чувашском костюме:
Танец наш вы посмотрите
Нас танцоров похвалите!
Любава: Давно кошка умывалась, а гостей нет (Звучит мордовская народная мелодия)
Любава 1: А вот же они. Входит Алдунья-копша (девочка в мордовском национальном костюме, здоровается по-мордовски.
Алдунья-копша: Мы из гостеприимной Мордовии. Это национальное блюдо – копша – медовые лепёшки. Их едят с мёдом, и подают к чаю. Они очень сытные и вкусные. (Приветствие на мордовском языке)
Ребенок: Поиграть я приглашаю всех гостей,
Чтоб чаёвничать им было, веселей.
Проводится мордовская народная игра: «Чайничек»
Любава 2: Самовар пищит, поёт.
И ещё гостей зовёт.
Хозяйка:
А мы праздник продолжаем и других гостей встречаем.
Звучит татарская народная мелодия. Входит татарский блок. Нафис – несёт чак-чак (мальчик в татарском национальном костюме), здоровается по-татарски.
Эмилия: – Исэнмесез кадерле кунаклар!
Принесли мы вам чак-чак – татарское национальное блюдо.
Ребенок: Чэк – чэк табынга куела
Ямьле бэйрэм кенендэ
Ин тэмле ризык санала
Хэр татарнын эендэ!
Ребенок: – Не стесняйтесь, угощайтесь!
(Чак-чак ставят на стол)
Любава 1: А вы нам что покажете?
Любава 2: Как нас развеселите?
Любава 1: Я хочу чтоб музыка звенела!
Дети выходят под баян, делают движения, танцуют, останавливаются около столов с муз инструментами.
Любава 2: Татарский народный оркестр!
Звучит татарский оркестр!
Дети красиво садятся на места.
Хозяйка:
Вот спасибо, гости дорогие.
Какой же славный стол накрыт
И самовар давно кипит.
Заключительный хоровод «Самовар»
Любава 2: А ты знаешь, подружка, у нас в деревне когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник – Пряник дружбы!
(Дети раздают гостям пряники)
Ребенок: Тыныч булсын иллэребез!
Якты булсын килэчэк!
Өстәлебез тулып торсын!
Чәйләребез тәмле булсын.
Ребенок: Дорогим гостям желаем
Много счастья и добра.
Сладким чаем угощаем,
Приходите к нам всегда!
Все дети: Мира и добра мы вам желаем,
Снова в гости вас ждём!