В ГОСТИ К САМОВАРУ

Бдиева Гульфия Иршатовна
 воспитатель
Климашина Екатерина Валерьевна
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР детский сад № 242 «Садко
 г Ульяновск

Цель: формировать представления детей о жизни и культуре народов Поволжья. Развивать познавательные и творческие способности, эстетические чувства и чувство прекрасного. Развивать внимание и память. Вызвать интерес к фольклору народов Поволжья на примере народных игр, песен, танцев, произведений художественной литературы. Воспитывать толерантность, коммуникативные навыки.

Заходят 2 Любавы. (Музыкальные заклички).

Любава1:

Просим, просим, приглашаем.
Заходи честной народ!

Любава 2:

Вкусным чаем угощаем.
Всех, кто нынче к нам зайдёт.

Рекламное сообщение     

Под музыку змейкой заходят дети в национальных костюмах. Образуют круг. В кругу Любава1 с каруселью.

Игра – песня Карусель. Дети идут по кругу поют:

Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель – это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!

Дети останавливаются. Любава с каруселью говорит:

Народ собирается!
С карусели – праздник начинается!

Дети отпускают ленты, идут по кругу, садятся в зале.

Любава 2: А что тут у вас за праздник?

Ребенок: У нас праздник чая,
Все, кто любит сладкий чай.
Торопись не зевай!

Ребенок: Не придётся вам скучать.
Будем петь и плясать.
В игры разные играть.
А смешинки, сахаринки.
Будем чаем запивать!

Любава 2: Кто тут у вас хозяин?

Ребенок: А хозяин тут самовар.

Под музыку входит ребёнок – самовар. Обходит всех в зале, останавливается около стола.

Любава 1: Расступись честной народ!
Глянь, хозяюшка идёт!

Под музыку заходит хозяйка с самоваром, подходит к столу

Хозяйка:

Вот и я иду, самовар несу
Самовар кипит, гостей угощать велит!
Здравствуйте гости дорогие.
И маленькие, и большие
Русские, чуваши, татары и мордва
Вас к себе в гости давно я ждала.
Всех мы привечаем, всех угощаем, да не пустым чаем,
А с песнями да сказками, народными плясками,
Небылицами да стихами.
Всем что любим сами.

Любава 1: Да, хорош самовар!

Любава 2: А вы, гости дорогие, знаете крылатые выражения о самоваре? (Обращается к гостям) (Гости говорят пословицы о чае)

Любава 1: Да, много знаете. Сразу видно чай с медовыми пряниками вы любите.

Хозяйка: А вы знаете что-нибудь о самоваре? (обращается к детям)

Дети: Да

Экскурсоводы расскажут про самовар.

Любава 2: А вот сейчас дети нам расскажут про самовар

Хозяйка: Заходя в дом, гости приветствовали хозяев «Чай да сахар». А хозяева отвечали «Проходите, чайком побалуемся».

Любава 1: Да. Ни одно национальное застолье не обходится без чая. Русские и татары, чуваши и мордва – все любят посидеть, поговорить, чаю ароматного попить, да со сладостями!

Любава 2: А вот и первые гости. Нужно им представиться и другим понравится (Звучит русская народная мелодия. Входит Маня – девочка в русском, народном костюме с пряниками. Рядом стоят дети, готовые на выход Частушек.)

Маня – Здравствуйте. Я – Манечка, принесла вам русских пряничков.

Хозяйка: Пряники печатные.

До того нарядные,
Мы не сразу их съедим.
А сначала поглядим.

Ребенок: Пряники русские

Сладкие, мятные.
К чаю ароматному
Угощенье знатное. (Пряники ставят на стол)

Звучит кадриль. Выход детей на частушки.

Ребенок:

Мы, не зная скуки, взяли ложки в руки,
Не картошку, чтобы мять,
А на ложках поиграть!
Исполняются частушки.

Частушки:

  1. На столе стоит пирог,

Булочки и сушки.

Пропоем мы вам сейчас,

Чайные частушки.

  1. Мы на чайных посиделках

Очень рады побывать.

Только вы не забывайте

Чай нам чаще подливать

  1. Не надо чаю много пить,

Милые подружки.

А то от чая в животе

Заквакают лягушки.

  1. Самовар блестит, кипя.

Чай в нем так и пенится.

Поглядите на себя –

Ну и отраженьице.

  1. Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

  1. Мы на празднике сегодня

веселились от души,

Хороши мальчишки наши

И девчонки хороши!

Дети кланяются уходят на места.

Любава 1: Ой смотри, смотри еще гости идут.

Любава 2: Откуда же они?

Звучит чувашская народная мелодия. Входит Антер –(мальчик в чувашском национальном костюме, здоровается по- чувашски. С ним все здороваются по-чувашски.

Антер – Я принёс вам угощенье из солнечной Чувашии. К праздничному столу у нас готовят много разных блюд: пуремеч – ватрушки с разной начинкой, хупли – кукли – маленькие пирожки. Вот и принес я вам их.

Хозяйка: Ах, какие пирожки, что за угощенье.

И, румяны, и мягки, всем на удивленье.

Девочка в чувашском костюме:

Танец наш вы посмотрите

Нас танцоров похвалите!

Любава: Давно кошка умывалась, а гостей нет (Звучит мордовская народная мелодия)

Любава 1: А вот же они. Входит Алдунья-копша (девочка в мордовском национальном костюме, здоровается по-мордовски.

Алдунья-копша: Мы из гостеприимной Мордовии. Это национальное блюдо – копша – медовые лепёшки. Их едят с мёдом, и подают к чаю. Они очень сытные и вкусные. (Приветствие на мордовском языке)

Ребенок: Поиграть я приглашаю всех гостей,

Чтоб чаёвничать им было, веселей.

Проводится мордовская народная игра: «Чайничек»

Любава 2: Самовар пищит, поёт.

И ещё гостей зовёт.

Хозяйка:

А мы праздник продолжаем и других гостей встречаем.

Звучит татарская народная мелодия. Входит татарский блок. Нафис – несёт чак-чак (мальчик в татарском национальном костюме), здоровается по-татарски.

Эмилия: – Исэнмесез кадерле кунаклар!

Принесли мы вам чак-чак – татарское национальное блюдо.

Ребенок: Чэк – чэк табынга куела

Ямьле бэйрэм кенендэ

Ин тэмле ризык санала

Хэр татарнын эендэ!

Ребенок: – Не стесняйтесь, угощайтесь!

(Чак-чак ставят на стол)

Любава 1: А вы нам что покажете?

Любава 2: Как нас развеселите?

Любава 1: Я хочу чтоб музыка звенела!

Дети выходят под баян, делают движения, танцуют, останавливаются около столов с муз инструментами.

Любава 2: Татарский народный оркестр!

Звучит татарский оркестр!

Дети красиво садятся на места.

Хозяйка:

Вот спасибо, гости дорогие.

Какой же славный стол накрыт

И самовар давно кипит.

Заключительный хоровод «Самовар»

Любава 2: А ты знаешь, подружка, у нас в деревне когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник – Пряник дружбы!

(Дети раздают гостям пряники)

Ребенок: Тыныч булсын иллэребез!

Якты булсын килэчэк!

Өстәлебез тулып торсын!

Чәйләребез тәмле булсын.

Ребенок: Дорогим гостям желаем

Много счастья и добра.

Сладким чаем угощаем,

Приходите к нам всегда!

Все дети: Мира и добра мы вам желаем,

Снова в гости вас ждём!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь