Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»
Архипова Ольга Николаевна
воспитатель
ГБОУ «Школа № 1430»
г. Москва
В ГОСТИ К САМОВАРУ
непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы
Цель: Знакомство детей с самоваром, традициями русского чаепития.
Задачи:
- Приобщать детей к национальным традициям посредством народного фольклора, повышать интерес к культурному наследию народа;
- дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
- пробуждать у детей интерес к самостоятельной, творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее и за столом;
- развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;
- обогащать речь детей, пополнить и разнообразить словарный запас;
- развивать эстетическое восприятие;
- расширять представления детей о литературных произведениях, в которых говорится о самоваре, предметах бытовой техники.
Ход непосредственно организованной деятельности:
Организационный момент
(в магнитофоне звучит запись жужжания мухи)
Воспитатель. (обращается к детям)
Ребята, вы слышите какой-то звук.
Воспитатель.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести этот звук, может тайна и откроется! Набираем воздух и при выдохе говорим з-з-з. Сначала тихо, потом громче и в конце опять тише, не торопимся. (2 раза). Молодцы, ребята!
Воспитатель.
Ребята посмотрите вокруг ничего в группе не изменилось?
(Ребята находят в природном уголке коробку, открывают, а там лежит письмо и предмет)
Воспитатель.
Ребята давайте я вам помогу прочитать письмо.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в мастерскую, а в какую вы узнаете позже. Для этого вам надо решить задачи и анаграммы. В сундучке есть предмет (монеты). Догадайтесь как меня зовут? И для чего мне нужен этот предмет?»
Дети.
Муха-Цокотуха. Монеты нужны, чтобы купить самовар.
Воспитатель.
Ребята, вы помните кто эту сказку написал?
Дети.
Эту сказку написал Корней Иванович Чуковский
Воспитатель.
Правильно эту сказку написал Корней Иванович Чуковский.
(на м/м появляется изображение нескольких писателей)
Воспитатель.
Ребята, под каким номером портрет К.И. Чуковский? (Ответы детей)
Воспитатель.
Муха-Цокотуха предлагает нам решить примеры. Давайте вспомним сказку и узнаем сколько гостей пришло к Мухе-Цокотухе?
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
(2 таракана, 2 блошки, 2 букашки, пчела, бабочка – 8)
Воспитатель.
А вот еще задачи.
К мухе пришло 3 таракана и 4 букашки. Сколько всего пришло насекомых?
3 букашки выпили по 2 чашке. Сколько чашек они выпили?
Воспитатель.
А теперь Муха-Цокотуха предлагает вам расшифровать анаграммы.
(ХАМУ – Муха, МАРКО – Комар, УКПА – Паук, ВАРМОСА – Самовар)
Воспитатель.
Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(Самовар.)
Воспитатель.
Правильно. Это самовар. Давайте, проведем физкультминутку.
Физкультминутка:
Слова | Движения |
Я чайник — ворчун Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, | Шагаем на месте |
Я всем напоказ выставляю живот, | Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо |
Я чай кипячу, клокочу и кричу: | Хлопаем в ладоши |
Эй, люди, я с вами чай пить хочу! | Прыжки на месте |
Воспитатель.
Муха приготовила для вас экскурсию на родину самовара. Давайте ее посмотрим.
Дети рассаживаются на стульчики.
Просмотр видео экскурсии
Воспитатель.
Вам понравилась наша экскурсия? (Ответы детей)
Воспитатель.
– Где родина самоваров? (Тула)
– Из чего делали самовары? (Из меди, серебра)
– Какой формы были самовары? (Чаша, ваза, рюмка, банка)
– Для чего был нужен самовар? (Для чаепития)
Воспитатель.
Муха нам предлагала пройти в творческую мастерскую. Посмотрите на карту и выберете куда вы пойдете. Посмотрите, что может означать значок.
Мастерская рисования «Нарядный самовар»
Мастерская аппликация «У самовара»
Мастерская лепка «Самовар»
Мастерская «Собери картинку»
Дети объединяются и расходятся по мастерским выполняют задания.
В мастерской «Нарядный самовар» – дети расписывают самовар
В мастерской «У самовара» – дети выполняют аппликации по выбору (салфетка, чайная пара, самовар)
В мастерской «Самовар» – дети лепят по выбору (чайную пару, самовар или выполняют пластилинографию «Самовар»)
В мастерской «Собери картинку» – дети собирают разрезные картинки по теме Самовар.
После выполнения работы в своей мастерской дети посещают другие мастерские и рассматривают работы своих товарищей.
Воспитатель.
– С чем познакомились?
– Понравилась ли наша мастерская?
– Что больше всего понравилось?
– Что нового узнали?
Воспитатель.
Вы ребята, сегодня молодцы. И Муха-Цокотуха приготовила для вас подарки.
Воспитатель раздает детям книжки-раскраски
Список литературы:
- Бабушкина Т.М. «Математика. Нестандартные занятия. Подготовительная группа» – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
- Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ». -Волгоград: «Учитель», 2007
- Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников». -Волгоград: «Учитель», 2011
- Казакова. Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е. М., Слепцова В.Ю., Смагина Т. В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. конспекты занятий» – М.: ТЦ «Сфера», 2007
- Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»–М.: «Вако», 2006
- Рез З.Я., Гурович Л.М., Береговая Л.Б. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» – М.: «Просвещение»