Удовлетворение интересов и любознательности у детей как средство познавательного развития

Васильева Светлана Юрьевна
Забородская Светлана Николаевна
Романова Эльвира Наилевна
Жирнова Оксана Владимировна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция 8. Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Название – Удовлетворение интересов и любознательности у детей как средство познавательного развития

Все дети являются исследователями уже с рождения. Кто может с этим поспорить? Ведь именно через свои переживания, личные ощущения и действия ребенок  познает окружающий мир, такой интересный и загадочный. Задача педагогов заключается в том, чтобы с помощью развития познавательных интересов у дошкольников воспитать саморазвивающуюся личность. Ребенок должен больше слышать, видеть и переживать, тогда его исследовательская деятельность будет наиболее продуктивной. Каждый день малыш узнает что-то новое для себя, видит новые предметы или явления в природе и, конечно, стремится познать все неизведанное. Вот почему необходимо развивать у детей познавательную активность. Ведь она способствует детской любознательности и пытливости ума, что формирует познавательные интересы. Огромную роль в интеллектуальной активности дошкольников играет природа, ведь ощущения и восприятие-это первая ступень умственной деятельности ребенка. В своей работе педагог должен уделять внимание организации наблюдений в природе. Так дети знакомятся с животными, которые нас окружают, с растениями, насекомыми и т.д. Поэтому развитие любознательности у дошкольников является одной из важных задач не только воспитания, но и подготовки к школьному обучению. Эти задачи нужно постепенно усложнять, тогда у детей начнет формироваться поисковая деятельность. Такая организация будет способствовать познавательному интересу дошкольников. В своей работе каждый педагог использует разные методы обучения на занятиях. Но, как правило, на первых занятиях даются первичные представления. Здесь используются чтение художественной литературы, наблюдения, рассматривание картинок и т.д. На следующем этапе происходит закрепление материала, где знания детей расширяются и углубляются. Тут можно использовать ещё труд детей в природе наряду с другими методами. Наконец, третий вид занятий, основной задачей которого является обобщение и систематизация знаний. Здесь можно использовать беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. Помочь ребенку освоить способы реализации познавательных инициатив может исследовательская деятельность, потому что она расширяет представления детей об окружающем мире. Основная форма познавательно-исследовательской деятельности – это экспериментирование, в ходе  которого у дошкольников заметнее проявляется наблюдательность. Дети более активно начинают сравнивать, стремятся к сопоставлению, пытаются делать выводы. Важную роль в познавательном развитии играют экскурсии, во время которых дети наблюдают за сезонными изменениями или явлениями природы. Чаще всего дошкольники посещают экологическую тропу, наблюдают за цветником или огородом. Это дает возможность получить материал для новых наблюдений в группе. Не секрет, что именно в дошкольном возрасте происходит познавательное развитие ребенка, поэтому необходимо стимулировать процессы во всех сферах деятельности. Залог успешного обучения заключается в интересе к познанию. Ведь именно познавательный интерес включает в себя три важные функции: обучающую, развивающую и воспитательную. Поэтому, мы видим, что и знания и то, как они были получены, могут способствовать развитию интеллекта, а также помочь в формировании личности. Итак, можно сделать вывод, что при организации познавательной деятельности, мы, педагоги, помогаем нашим детям удовлетворять их любознательность, позволяя самим добывать нужную информацию о тех или иных объектах и явлениях. А педагог вместе с тем развивает познавательную активность дошкольников путем удовлетворения естественной любознательности, что будет в дальнейшем способствовать успешному обучению в школе, а впоследствии становлению развитой личности.

 Список  литературы:

  1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45-55.
  2. Баранова Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011.№ 3. С. 78-84.
  3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2006. 288 с.
  4. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009.№10. С. 15-23.
  5. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2006. №.1. С. 12-18.
Рекламное сообщение     

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь