Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021
Зерщикова Инна Владимировна
Черноусова Людмила Анатольевна
Перепечаева Ирина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
ТРУД – ПРОДУКТ – ДЕНЬГИ
конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: – Ребята, я сегодня получила посылку, давайте вместе с вами посмотрим, что в ней находится. (Дети вместе с воспитателем открывают посылку и обнаруживают в ней горшок с землей и письмо).
Воспитатель: – Давайте прочитаем письмо: «У меня было пять монет. Я их посадил в горшок с землей, но у меня ничего не растет. Может вы знаете волшебные слова и поможете мне вырастить денежное дерево?»
– Как вы думаете, ребята, кто нам написал это письмо? (Буратино)
Воспитатель: – Правильно. В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда. Какого чуда он ждал?
Дети: – Ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами.
Воспитатель: – А может вырасти такое дерево, как вы думаете? Конечно же не может. Поэтому у Буратино ничего не вышло из его затеи, и он попросил нас о помощи. А вы как думаете, откуда берутся деньги?
Дети: – Их надо заработать.
Воспитатель: – Сегодня мы поговорим о деньгах или по-другому – финансах. Ребята, а вы знаете, за что платят зарплату (ответы детей). – Все верно! Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату. Просто так деньги никому не дают. Труд – источник заработка. Мы с вами можем сделать вывод, что зарплата – это деньги, которые платят за труд.
Воспитатель: – А кто из вас знает пословицы про труд? (ответы детей).
Воспитатель: – Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ – отвечает: Терпение и труд все…(перетрут). Кто не работает, тот не…(ест). Труд человека кормит, а лень…(портит). Дерево сильно корнями, а человек…(трудами). Делу время, потехе…(час). Скучен день до вечера, когда делать…(нечего). Дело мастера…(боится).
Воспитатель: – Что же мы получаем в результате человеческого труда? Товар – это продукт труда, изготавливаемый для продажи. Т. е. это все то, что продается и покупается. Также в результате человеческого труда выполняется услуга, за которую люди получают зарплату.
Воспитатель: – Давайте послушаем стихотворение Корнея Чуковского «Чудо-дерево» (чтение стихотворения).
Воспитатель: – Существует ли такое дерево, на котором вырастают разные вещи? Где берут вещи? А кто знает, откуда они попадают в магазины? (ответы детей). Правильно, вещи изготавливают люди разных профессий в результате труда.
Проводится дидактическая игра «Назови профессии».
Физминутка «Покупка»:
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4-7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Просмотр мультфильма «Деньги» из серии «Фиксики».
Воспитатель: – Какими деньгами пользуются современные люди? Назовите виды денег (ответы детей). Правильно: бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки. А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете?
Воспитатель: – Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Предлагаю вам поиграть. Я буду называть слова. Если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
Игра «Что нельзя купить за деньги»
– Книга, конфеты, ум, планшет, семья, машина, вежливость, дружба, одежда, здоровье.
Воспитатель: – То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Воспитатель: – Ребята, мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги. Давайте вспомним пословицы про деньги: Денежки счет любят. Копейка рубль бережет. Деньги – дело наживное. Деньги – что пух: только дунь на них и нет.
Воспитатель: – Мы должны запомнить главные правила: экономно распоряжаться деньгами; в первую очередь удовлетворять жизненно важные потребности; бережно относиться к деньгам.
– Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Копилку можно изготовить своими руками (дети рассматривают образцы копилок).