Левина Екатерина Александровна
Паненко Надежда Сергеевна
Кузнецова Надежда Дмитриевна
тьюторы
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
МАТЕРИАЛ участвует в Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»
В процессе истории каждого народа складывается его культура. Поэтому народная культура в определенном плане выступает как этническая культура.
Этническая, народная культура – это образ жизни данного народа, это его одежда, жилье, кухня, духовные представления, обычаи, традиции и многое другое. А вот, этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели и задачи ориентированы на развитие и социализацию воспитанника и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется внедрением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с другими народами своего государства; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
В настоящее время есть много путей и способов, но нельзя забывать о том, что интерес к народной культуре формируется у каждого ребёнка индивидуально. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.
Для регулярного обобщения знаний детей о родном крае можно проводить знакомство с традициями и обрядами своего народа и вовлечением детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досуга, прививать навыки жизни в коллективе, где каждый ребенок самоценен и гармонизирован с коллективом.
Чтобы у дошкольников сформировалась эмоционально – положительное отношение к окружающему миру, использовать в своей работе элементы народного детского фольклора, вместе с детьми изучать и обыгрывать национальные традиции и обряды. При этом стараться, чтобы весь используемый материал был доступен детям по форме и содержанию, был ярким и красочным.
Приобщение к национальной культуре, ее богатому наследию, следует так же проводить через знакомство детей со сказками, играми. Создавать образовательные ситуации, включающие экскурсии, посещение музеев национального быта.
Цель использование данных методов – закрепление у детей представления о том, что каждый человек может создать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем.
Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании – это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для этого этноса.
Важно сформировать у подрастающего поколение умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и традиции такими, какие они есть. Именно поэтому приобщать детей к человеческим ценностям необходимо с дошкольного возраста. Ведь уже раннего возраста закладывается гуманное отношение к людям, природе, к окружающей действительности. Так же важно, чтобы социальный опыт ребёнка пополнялся множеством положительных поступков со стороны родителей, педагогов и окружающих.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания является воспитание любви к Родине, родному краю. Чувство патриотизма воспитываются через приобщение к регионально — значимым этнокультурным ценностям.
Стоит подвести итог, что для формирования чувства патриотизма у воспитанников необходимо знание своей родной культуры, а также использовать народные традиции в работе детского сада. А традиционные формы культуры народов России прошли длительную проверку временем, так как народ сохраняет в своей памяти все лучшее, что было создано за века существования.