Формирование основ народной культуры посредством ознакомления дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками

Полохало Ольга Владиславовна
Быковская Виктория Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранение предшествующими поколениями может любить родину, узнать ее стать подлинным патриотом».  С. Михалков

         Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства России. Перемены, происходящие в нашем обществе, побуждают нас по-новому посмотреть на народные праздники и обычаи. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи и условия для их выполнения и развития личности детей дошкольного возраста.

         Целью приобщения детей к традициям русской культуры является формирование и систематизация знаний детей о культуре, обычаях традициях русского народа, представления подрастающего поколения о том, как жили русские люди, как работали и отдыхали, какие игры были у наших предков.

         Работа в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление с обычаями, традициями, народным творчеством. Знакомство дошкольников с народными играми, «непривычными» для современных детей позволяет обогащать их знания. В народных традициях основным понятием является «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», общенародное видение мира, позиция человека в этом мире. Недаром знакомству дошкольников с национальной культурой, с традициями отводится важная роль в формировании личности ребенка, поддержанию и укреплению национальной культуры.

         Приобщение детей к народным традициям, фольклору, способности к общению, уважению к родному дому — является основной педагогической идеей, которой нужно придерживаться. Народные праздники и торжества — это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, дети не всегда понимают смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

Жизнь могла бы быть скучной и серой, если бы люди не выдумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются. Праздники бывают разные: — семейные — отмечаются членами семьи, родственниками и близкими друзьями; — календарные — связаны с сезонными изменениями природы; — религиозные — связанные с почитанием каких-либо сил или объектов природы, важных событий или памяти известных людей, прославившихся своими поступками; — государственные — отмечают все жители какой-либо страны. Но есть и такие праздники, которые отмечаются только одной группой людей или жителями только одной страны.

Рекламное сообщение     

         Если, начиная с раннего возраста, давать представление детям о родной культуре, родной речи, знакомить с произведениями устного народного творчества, то это будет содействовать развитию духовного, эстетического, нравственного воспитания. Такие знания помогут детям и в будущем сохранить все культурные ценности нашей Родины.

         Для развития личности ребенка дошкольного возраста народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: — традиционные праздники позволяют познакомить детей с историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; — народные праздники объединяются с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердию, великодушию, справедливости и др.; — методически грамотно сформулированное и проведенное занятие, праздник формирует народную культуру детей дошкольного возраста.

         В каждом народном празднике выражены человеческие ценности, духовность народа, его убеждения, понимание труда и человеческих отношений. Это такие традиционные праздники, как Масленица, Рождество, Иван-Купала, День Покрова и другие малознакомые праздники, такие как День русского платка, День русской печи.

Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры может проводиться и в продуктивной деятельности детей. Реализуя образовательную деятельность, педагогу необходимо ориентировать ее в тематике наиболее распространенных и известных народных праздников. Использовать все возможные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка и д. т. В процессе продуктивной деятельности дети создают игрушки, символы праздников. Это очень увлекательно как для детей, так и для педагогов.

         В процессе приобщения дошкольников к традициям русской культуры необходимо включать в работу родителей. Постепенно такие праздники станут восприниматься как средство взаимодействия с родителями, это способствует более активному привлечению родителей в педагогический процесс. Педагогам необходимо занимать родителей подготовкой к традиционным праздникам: к изготовлению костюмов, тряпичных кукол, к участию в конкурсах. При таком взаимодействии родители перестанут быть наблюдателями, а превратятся в инициативных участников. Такая модель проведения праздника поможет создать дружественные и доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное — показывает каждому ребёнку важность и авторитетность семьи в его жизни. Более того, в родителях будет возникать желание подумать над теми вопросами, что они желали бы воспитать в своих детях, как культурное и духовное наследие в условиях народного праздника.

         Большое место отводится обрядовым праздникам. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками это еще и знакомство с историей народа, т. к. дает представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать и такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность.

         В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой – либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вера в благополучное будущее. В фольклоре метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, отражается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

         Народные календарно – обрядовые праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

         Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

         Обряды для ребенка – это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд – пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание. Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») – наших братьев меньших, через встречу с природой.

         Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях — в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки… Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. «Посмотрите, как у нас в мастерской» – игровая, «Буду жито жать» – жнивная, «Серпы золотые» – жнивная, «Восенушка, осень» – осенинная, «Ой, ниточка» – шуточная, «Эй, ребята, не жалейте» – трудовая припевка, «Уж ты, прялица» – плясовая.

         Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда. Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.

         Проанализировав разнообразие деятельности детей на праздновании различных народных праздников, можно четко проследить возможность внедрения данной тематики в любую образовательную область ФГОС, что является важнейшим условием образовательного процесса. Подготавливая и реализуя праздники, педагог должен стараться создавать у ребенка эмоциональный рост, прекрасное настроение, чувства любви к Родине, формировать знания о традициях народных праздников, специфике организации праздничных действий.

         Приобщая дошкольников к истокам русской народной традиционной культуре, разносторонне развивается личность каждого ребенка, который, будет носителем особенностей русского характера, русской ментальности.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь