Верютина Мария Гадильшаевна
Анищенко Елена Альбертовна
Скворцова Людмила Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Сюжетно-ролевой игры представляет собой наиболее простой и в то же время достаточно эффективный способ социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Постоянное проведение совместных игр даст детям новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Цель: формирование основ финансовой грамотности на доступном уровне с помощью сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- – закрепить умения участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги;
- – развивать интерес и уважение к профессиям торговли;
- – развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- – развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание);
- – воспитывать любознательность в процессе сюжетно-ролевой игры;
- – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.
Предварительная работа: изучение методической литературы, подбор информации о торговом центре, об обязанностях его работников. Этические беседы: «Поведение в общественных местах», «Что такое торговый центр?», «Что такое супермаркет?», «Как вести себя у кассы?»; дидактические игры; отгадывание загадок о продуктах; чтение стихотворений о профессиях, художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Б. Воронько «Сказка о необычных продуктах». Работа с родителями: экскурсия в торговый центр совместно с ребенком; консультации «как прививать ребенку правила поведения в общественных местах», «Играем в торговый центр дома».
Развивающая предметно-пространственная среда: вывеска «Торговый центр», «Аптека», «Почта России»; вывески отделов; корзины для продуктов, кассовые аппараты, прилавки, весы, сумки, муляжи (овощи – фрукты), различные коробки. Большие мягкие модули. Использование ИКТ (телефон, ноутбук, колонки).
Игровые роли: главные роли – продавцы, кассиры; второстепенные роли -покупатели, охранник, водитель.
- Организационный момент
Самостоятельная игра детей, зазвонил телефон. Воспитатель берет телефон и показывает детям (на телефоне изображение доктора Айболита) – спрашивая детей, кто звонит?
- Создание проблемных ситуаций.
Дети: Доктор Айболит.
Воспитатель: Давайте ответим доктору Айболиту и послушаем, что он нам скажет. (Запись на диктофон в телефоне о помощи) «Здравствуйте, ребята! Меня зовут доктор Айболит. (Пауза. Дети здороваются с доктором Айболитом) У меня случилась большая беда, я торопился в Африку к зверятам, они заболели корью, ангиной, скарлатиной, оспой и бронхитом. У них голова болит горлышко. Все плачут и ждут меня. А я не могу добраться до них – горы высокие стоят на пути. О, если я не дойду, если в пути пропаду, что станется с ними, с больными, с моими зверями лесными? Я не успеваю купить для них фрукты и овощи, таблетки и конфетки. Помогите мне пожалуйста.»
Воспитатель: Да, ребята, беда у доктора Айболита. Ну что же мы можем сделать?
Дети: Помочь.
Воспитатель: А как мы можем помочь?
Дети: – Купить фрукты, овощи, таблетки….
Воспитатель: Хорошо. Молодцы! Если мы купим, то как мы передадим все наши покупки доктору Айболиту, ведь он будет уже в Африке, а это так далеко?
Дети: – Отправим по почте.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем купить фрукты, овощи, лекарства?
Дети: В продуктовом магазине и в аптеке.
Воспитатель: А вы знаете, что есть продуктовый магазин, а есть супермаркет?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем отличается продуктовый магазин от супермаркета?
Дети: В продуктовом магазине продавец сам набирает в пакет фрукты, взвешивает и там мало людей. А в супермаркете мы сами выбираем, взвешиваем и много людей.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что есть очень большой магазин? В нем находится и супермаркет, и аптека, и магазины обуви и одежды, и многое другое. Как он называется?
Дети: Торговый центр.
Воспитатель: – Ну что, тогда мы с вами отправляемся в торговый центр, чтобы сразу зайти и в супермаркет, и в аптеку.
Дети: Да.
Воспитатель: А как же мы с вами доберемся до торгового центра?
Дети: – На машине, газели, автобусе.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Но прежде, чем отправиться в торговый центр, нам надо распределить роли, кто кем будет работать. (воспитатель с детьми распределяют роли).
Дети садятся в автобус (звучит песня «Би-би-ка», водитель берет руль, садиться на первое сидение).
Воспитатель: – Ну вот мы и приехали, посмотрите, вот и торговый центр!
Воспитатель с детьми заходит в торговый центр, дети проходят в супермаркет, берут корзинки и идут выбирать продукты. Затем проходят к кассе, здороваются с кассиром, передают корзину с продуктами, расплачиваются (при необходимости берут сумочку на кассе). Воспитатель: Мы купили фрукты, овощи, конфетки, а что мы еще хотели купить?
Дети: Таблетки.
Воспитатель: Нам надо найти аптеку в торговом центре.
Дети: А вот и аптека… (Дети заходят в аптеку, покупают лекарства).
Воспитатель: – Ну теперь мы точно все купили. А сейчас нам надо выйти из торгового центра и отправиться куда?
Дети: – На почту, отправить посылку доктору Айболиту.
Заходят на почту, покупают коробку (уложить в нее продукты и таблетки) и передают почтальону.
Воспитатель: Ребята, мы с вами все купили, упаковали в коробку и отправили посылку по почте, а теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Дети проходят в автобус (звучит песня).
Воспитатель: – Ну вот мы и приехали… (звонит телефон). Ребята, посмотрите, опять доктор Айболит нам звонит. Давайте узнаем, может у него еще, что-то случилось. (запись на диктофоне «Я наконец-то добрался до Африки, получил вашу посылку и уже вылечил всех зверят. Зверята вас благодарят. Спасибо вам, ребята, за то, что не бросили нас в трудную минуту и пришли на помощь. До свидания!»)
- Анализ игры
– Ребята, а что случилось с доктором Айболитом? почему он нам позвонил? А как вы думаете, мы смогли помочь доктору Айболиту и его больным зверятам? Вам понравилась игра? А что больше всего понравилось?
Воспитатель: – Все сегодня молодцы, в следующий раз мы поиграем в эту игру, меняясь ролями. Ребята, кому понравилась сегодня игра, возьмите радостного смайлика и прикрепите к улыбающемуся шарику, а кому не понравилось, возьмите грустного смайлика и прикрепите к грустному шарику.