Ширинских Н.Ю.
Яровая Н.Н.
музыкальные руководители
Дурнева О.В.
старший воспитатель
МАОУ «ОК «Лицей №3» имени С.П. Угаровой
отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Одним из приоритетных направлений нашей работы является развитие речи. Это направление не случайно, так как у многих детей плохо развита речь. Речевые задачи: формирование устной речи, развитие связной речи, овладение речью как средством общения, обогащение словаря.
Приобщение современного ребёнка к вопросам развития и образования в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Интерактивное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся детей и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Личность педагога, безусловно, остается стержневой направляющей в образовании и ведущей на всех этапах занятия, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач. Педагог перестал быть единственным источником информации, а становится организатором познавательной деятельности ребёнка, целью работы которого является научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем различные традиционные и современные образовательные технологии, и образовательные ресурсы.
Сегодня педагоги должны владеть и достаточно владеют современными методиками и новыми образовательными технологиями, для того, чтобы общаться с детьми на одном языке. Важнейшая задача современного детского сада и педагогов: научить детей ориентироваться в развивающей информационной среде, приобретать навыки « знакомства» с художественными, поэтическими и музыкальными произведениями и их авторами, просматривать иллюстрации, картины, фильмы «чтения», мультфильмы по теме, играть в развивающие и дидактические игры, перерабатывать и анализировать информацию, получаемую из разных источников, осмысливать её. Очень важно, чтобы информационное поле было корректным, соответствовало возрастным особенностям детей, поэтому, следует учитывать новые цели и задачи, определяющие направления современного и художественно – эстетического образования, помогающие в реализации идей развивающего обучения:
- – адаптация детей к социокультурной среде;
- – активизация использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и развития речи детей;
- -применение информационных коммуникативных технологий в системе речевого развития для организации образовательной, познавательной и творческой активности детей.
Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:
- – использование ресурсов Интернет, готовых обучающих программ;
- – создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.
Использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества: современность и актуальность, эстетичность и наглядность,
повышение интереса и качества усвоения учебного материала, усилить образовательные эффекты, организовать детей, обладающих различными способностями и возможностями, осуществить дифференцированный подход. Достоинства использования ИКТ для речевой активности детей можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, мультимедийные функции. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия: «Я увидел – и запомнил!».
Таким образом, ИКТ обогащает процесс восприятия, способствует запоминанию информации с помощью ярких образов, сокращает время усвоения материала, повышает мотивацию, формирует успешность.
В своей работе используем речевые интерактивные игры :
«Назови одним словом», «Наоборот», «Слова – родственники», «Кто внимателен», «Засели домик», «Кого можно увидеть», «Снежинки», «Загадки описания», «Цепочка».
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а так же сокращает время усвоения материала на высоком эмоциональном уровне: фотография, анимация, музыка, наглядность, мультимедийные эффекты.