Тематическое планирование кружка «Белая ладья»

0
1150

​Материал предоставлен воспитателем высшей категории МАДОУ детский сад № 66 “Теремок” г. Белгорода.

Босенко Александрой Александровной

.

№ п/пТема занятияСодержание занятияКоличество занятий
1 год обучения
1.История возникновения шахматной игры1
2Шахматная доска– понятие «шахматное поле»;

– игра «Найди черное (белое) поле»;

– игра «Пройди по дорожке из белого (черного) кирпича».

1
3.Шахматная нотация– понятие «шахматный алфавит»;

– название шахматных полей и линий доски (вертикаль, горизонталь, диагональ);

– игра «Живой алфавит»;

материалы в печатный сборник 

– игра «Назови букву алфавита»;

– игра «Найди домик шахматной фигуры»;

Игра «Почтальон».

5-6
4.Обобщающее занятие– выявление и закрепление знаний о шахматной доске;

– игра «Собери шахматный алфавит из разрезанных букв»;

Игра «Найди шахматное поле».

1
5.Творческое занятие– аппликация из бумаги «Шахматная доска».1
6.Шахматные фигуры– название, внешний вид, отличительные особенности шахматных фигур;

– игра «Волшебная шкатулка»;

– игра «Назови фигуру»;

– игра «Определи фигуру на ощупь»;

– игра «Найди фигуру среди других».

3
7.Начальная позиция– расстановка фигур в начальной позиции;

– игра «Где стоит фигура»;

– игра «Заполни пропуски»;

– игра «Путаница».

4-5
8.«Король»– при знакомстве с каждой фигурой дети должны запомнить ее место в начальной позиции, особенности хода и взятие фигур противника. Ознакомление с каждой фигурой завершается творческим занятием – лепкой фигуры из глины (пластилина) или рисованием.3
9.«Ладья»3
10.«Слон»3
11.«Ферзь»3
12.«Конь»3
13.«Пешка»– при знакомстве с пешкой надо обратить внимание на особенности ее первого хода, на превращение в другую фигуру, взятие на проходе и др.4
14.Закрепление и обобщение материала5-6
15.Игра-соревнование «Шахматные фигуры»Цель: выявить уровень знаний и умений детей. В игровой форме закрепить знания детей по темам «Шахматная доска» и «начальная позиция».1
Всего:
2 год обучения
1.Шахматные фигуры– повторение названий шахматных фигур, особенностей их хода и взятия фигур противника;

– игра «Что изменилось?»;

– игра «Покажи ход фигуры»;

– игра «Найди кратчайший путь фигуры до цели».

4
2.Простые задачи– обучение решению простых шахматных задач;

– разыгрывание мини-партий с одной или двумя фигурами: король против короля, ладья и слон против двух ладей и т.д.

5-6
3.Творческое занятиеРисование на тему: «Шахматные фигуры».1
4.Сложные задачи– обучение решению сложных задач: ладья ,слон и конь против ферзя и коня; две ладьи и слон против коня и двух ладей и т.д.;

– обучение умению видеть опасность со стороны противника;

– разыгрывание мини-партий с несколькими шахматными фигурами.

6-7
5.«Шах»– понятие «шах»;

– обучение защите от шаха, умению ставить «шах» королю противника.

2
6.«Мат»– обучение умению ставить мат в один ход разными фигурами.3-4
7.Обобщающее занятие– закрепление знаний по темам «Шах» и «Мат».1
8.«Ничья» и «Пат»– познакомить с понятиями «ничья» и «пат».2
9.Творческое занятие– изготовление шахматной доски и фигур из бросового и природного материала.1
10.Ловушки в шахматной игре– учить видеть опасность со стороны фигур противника.2
11.«Ценность» фигур– дать представление о значимости шахматных фигур.2
12.Игра-соревнование «Я знаю шахматы»1
13.Итоговая диагностика
Всего:
3 год обучения
1.Решение простых и сложных шахматных задач– закрепление умения видеть угрозу своим фигурам со стороны фигур противника;

– разыгрывание мини-партий.

10
2.«Шах»– закрепление умения ставить шах королю противника;

– ознакомление со способами защиты от шаха.

2
3.

4.

«Мат»

«Ничья» и «Пат»

– закрепление умения ставить мат королю противника в один ход.

– закрепление знаний об основных отличиях понятий «ничья» и «пат».

2-3

2

5.«Ценность» фигур– формировать умение жертвовать более слабой фигурой.1
6.Творческое занятие– изготовление шахматной доски (фланелеграфа) и набора фигур для нее.3
7.«Шахматная партия»– познакомить с понятием «шахматная партия»1
8.Особенности первого хода– варианты первого хода3
9.Простейший мат– учить ставить простейшие маты: «детский» и «дурацкий».1
10.Разыгрывание шахматных партий10
11.Занятие-соревнование «Клад черного короля»1
12.Итоговая диагностика
Всего:

Методическое обеспечение

1.И. Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 200. – 176 с.

2.Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г., 158 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь