Тематическое планирование кружка «Белая ладья»

0
77

​Материал предоставлен воспитателем высшей категории МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Белгорода.

Босенко Александрой Александровной

.

№ п/п Тема занятия Содержание занятия Количество занятий
1 год обучения
1. История возникновения шахматной игры 1
2 Шахматная доска — понятие «шахматное поле»;

— игра «Найди черное (белое) поле»;

— игра «Пройди по дорожке из белого (черного) кирпича».

1
3. Шахматная нотация — понятие «шахматный алфавит»;

— название шахматных полей и линий доски (вертикаль, горизонталь, диагональ);

— игра «Живой алфавит»;

— игра «Назови букву алфавита»;

— игра «Найди домик шахматной фигуры»;

Игра «Почтальон».

5-6
4. Обобщающее занятие — выявление и закрепление знаний о шахматной доске;

— игра «Собери шахматный алфавит из разрезанных букв»;

Игра «Найди шахматное поле».

1
5. Творческое занятие — аппликация из бумаги «Шахматная доска». 1
6. Шахматные фигуры — название, внешний вид, отличительные особенности шахматных фигур;

— игра «Волшебная шкатулка»;

— игра «Назови фигуру»;

— игра «Определи фигуру на ощупь»;

— игра «Найди фигуру среди других».

3
7. Начальная позиция — расстановка фигур в начальной позиции;

— игра «Где стоит фигура»;

— игра «Заполни пропуски»;

— игра «Путаница».

4-5
8. «Король» — при знакомстве с каждой фигурой дети должны запомнить ее место в начальной позиции, особенности хода и взятие фигур противника. Ознакомление с каждой фигурой завершается творческим занятием – лепкой фигуры из глины (пластилина) или рисованием. 3
9. «Ладья» 3
10. «Слон» 3
11. «Ферзь» 3
12. «Конь» 3
13. «Пешка» — при знакомстве с пешкой надо обратить внимание на особенности ее первого хода, на превращение в другую фигуру, взятие на проходе и др. 4
14. Закрепление и обобщение материала 5-6
15. Игра-соревнование «Шахматные фигуры» Цель: выявить уровень знаний и умений детей. В игровой форме закрепить знания детей по темам «Шахматная доска» и «начальная позиция». 1
Всего:
2 год обучения
1. Шахматные фигуры — повторение названий шахматных фигур, особенностей их хода и взятия фигур противника;

— игра «Что изменилось?»;

— игра «Покажи ход фигуры»;

— игра «Найди кратчайший путь фигуры до цели».

4
2. Простые задачи — обучение решению простых шахматных задач;

— разыгрывание мини-партий с одной или двумя фигурами: король против короля, ладья и слон против двух ладей и т.д.

5-6
3. Творческое занятие Рисование на тему: «Шахматные фигуры». 1
4. Сложные задачи — обучение решению сложных задач: ладья ,слон и конь против ферзя и коня; две ладьи и слон против коня и двух ладей и т.д.;

— обучение умению видеть опасность со стороны противника;

— разыгрывание мини-партий с несколькими шахматными фигурами.

6-7
5. «Шах» — понятие «шах»;

— обучение защите от шаха, умению ставить «шах» королю противника.

2
6. «Мат» — обучение умению ставить мат в один ход разными фигурами. 3-4
7. Обобщающее занятие — закрепление знаний по темам «Шах» и «Мат». 1
8. «Ничья» и «Пат» — познакомить с понятиями «ничья» и «пат». 2
9. Творческое занятие — изготовление шахматной доски и фигур из бросового и природного материала. 1
10. Ловушки в шахматной игре — учить видеть опасность со стороны фигур противника. 2
11. «Ценность» фигур — дать представление о значимости шахматных фигур. 2
12. Игра-соревнование «Я знаю шахматы» 1
13. Итоговая диагностика
Всего:
3 год обучения
1. Решение простых и сложных шахматных задач — закрепление умения видеть угрозу своим фигурам со стороны фигур противника;

— разыгрывание мини-партий.

10
2. «Шах» — закрепление умения ставить шах королю противника;

— ознакомление со способами защиты от шаха.

2
3.

4.

«Мат»

«Ничья» и «Пат»

— закрепление умения ставить мат королю противника в один ход.

— закрепление знаний об основных отличиях понятий «ничья» и «пат».

2-3

2

5. «Ценность» фигур — формировать умение жертвовать более слабой фигурой. 1
6. Творческое занятие — изготовление шахматной доски (фланелеграфа) и набора фигур для нее. 3
7. «Шахматная партия» — познакомить с понятием «шахматная партия» 1
8. Особенности первого хода — варианты первого хода 3
9. Простейший мат — учить ставить простейшие маты: «детский» и «дурацкий». 1
10. Разыгрывание шахматных партий 10
11. Занятие-соревнование «Клад черного короля» 1
12. Итоговая диагностика
Всего:

Методическое обеспечение

1.И. Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 200. – 176 с.

2.Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г., 158 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь