Материал предоставлен воспитателем высшей категории МАДОУ детский сад № 66 “Теремок” г. Белгорода.
Босенко Александрой Александровной
.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Количество занятий |
1 год обучения | |||
1. | История возникновения шахматной игры | 1 | |
2 | Шахматная доска | – понятие «шахматное поле»;
– игра «Найди черное (белое) поле»; – игра «Пройди по дорожке из белого (черного) кирпича». |
1 |
3. | Шахматная нотация | – понятие «шахматный алфавит»;
– название шахматных полей и линий доски (вертикаль, горизонталь, диагональ); – игра «Живой алфавит»; – игра «Назови букву алфавита»; – игра «Найди домик шахматной фигуры»; Игра «Почтальон». |
5-6 |
4. | Обобщающее занятие | – выявление и закрепление знаний о шахматной доске;
– игра «Собери шахматный алфавит из разрезанных букв»; Игра «Найди шахматное поле». |
1 |
5. | Творческое занятие | – аппликация из бумаги «Шахматная доска». | 1 |
6. | Шахматные фигуры | – название, внешний вид, отличительные особенности шахматных фигур;
– игра «Волшебная шкатулка»; – игра «Назови фигуру»; – игра «Определи фигуру на ощупь»; – игра «Найди фигуру среди других». |
3 |
7. | Начальная позиция | – расстановка фигур в начальной позиции;
– игра «Где стоит фигура»; – игра «Заполни пропуски»; – игра «Путаница». |
4-5 |
8. | «Король» | – при знакомстве с каждой фигурой дети должны запомнить ее место в начальной позиции, особенности хода и взятие фигур противника. Ознакомление с каждой фигурой завершается творческим занятием – лепкой фигуры из глины (пластилина) или рисованием. | 3 |
9. | «Ладья» | 3 | |
10. | «Слон» | 3 | |
11. | «Ферзь» | 3 | |
12. | «Конь» | 3 | |
13. | «Пешка» | – при знакомстве с пешкой надо обратить внимание на особенности ее первого хода, на превращение в другую фигуру, взятие на проходе и др. | 4 |
14. | Закрепление и обобщение материала | 5-6 | |
15. | Игра-соревнование «Шахматные фигуры» | Цель: выявить уровень знаний и умений детей. В игровой форме закрепить знания детей по темам «Шахматная доска» и «начальная позиция». | 1 |
Всего: | |||
2 год обучения | |||
1. | Шахматные фигуры | – повторение названий шахматных фигур, особенностей их хода и взятия фигур противника;
– игра «Что изменилось?»; – игра «Покажи ход фигуры»; – игра «Найди кратчайший путь фигуры до цели». |
4 |
2. | Простые задачи | – обучение решению простых шахматных задач;
– разыгрывание мини-партий с одной или двумя фигурами: король против короля, ладья и слон против двух ладей и т.д. |
5-6 |
3. | Творческое занятие | Рисование на тему: «Шахматные фигуры». | 1 |
4. | Сложные задачи | – обучение решению сложных задач: ладья ,слон и конь против ферзя и коня; две ладьи и слон против коня и двух ладей и т.д.;
– обучение умению видеть опасность со стороны противника; – разыгрывание мини-партий с несколькими шахматными фигурами. |
6-7 |
5. | «Шах» | – понятие «шах»;
– обучение защите от шаха, умению ставить «шах» королю противника. |
2 |
6. | «Мат» | – обучение умению ставить мат в один ход разными фигурами. | 3-4 |
7. | Обобщающее занятие | – закрепление знаний по темам «Шах» и «Мат». | 1 |
8. | «Ничья» и «Пат» | – познакомить с понятиями «ничья» и «пат». | 2 |
9. | Творческое занятие | – изготовление шахматной доски и фигур из бросового и природного материала. | 1 |
10. | Ловушки в шахматной игре | – учить видеть опасность со стороны фигур противника. | 2 |
11. | «Ценность» фигур | – дать представление о значимости шахматных фигур. | 2 |
12. | Игра-соревнование «Я знаю шахматы» | 1 | |
13. | Итоговая диагностика | ||
Всего: | |||
3 год обучения | |||
1. | Решение простых и сложных шахматных задач | – закрепление умения видеть угрозу своим фигурам со стороны фигур противника;
– разыгрывание мини-партий. |
10 |
2. | «Шах» | – закрепление умения ставить шах королю противника;
– ознакомление со способами защиты от шаха. |
2 |
3.
4. |
«Мат»
«Ничья» и «Пат» |
– закрепление умения ставить мат королю противника в один ход.
– закрепление знаний об основных отличиях понятий «ничья» и «пат». |
2-3
2 |
5. | «Ценность» фигур | – формировать умение жертвовать более слабой фигурой. | 1 |
6. | Творческое занятие | – изготовление шахматной доски (фланелеграфа) и набора фигур для нее. | 3 |
7. | «Шахматная партия» | – познакомить с понятием «шахматная партия» | 1 |
8. | Особенности первого хода | – варианты первого хода | 3 |
9. | Простейший мат | – учить ставить простейшие маты: «детский» и «дурацкий». | 1 |
10. | Разыгрывание шахматных партий | – | 10 |
11. | Занятие-соревнование «Клад черного короля» | – | 1 |
12. | Итоговая диагностика | – | |
Всего: |
Методическое обеспечение
1.И. Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 200. – 176 с.
2.Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г., 158 с.