Тематическое планирование кружка «Белая ладья»

0
142

​Материал предоставлен воспитателем высшей категории МАДОУ детский сад № 66 “Теремок” г. Белгорода.

Босенко Александрой Александровной

.

№ п/п Тема занятия Содержание занятия Количество занятий
1 год обучения
1. История возникновения шахматной игры 1
2 Шахматная доска – понятие «шахматное поле»;

– игра «Найди черное (белое) поле»;

– игра «Пройди по дорожке из белого (черного) кирпича».

1
3. Шахматная нотация – понятие «шахматный алфавит»;

– название шахматных полей и линий доски (вертикаль, горизонталь, диагональ);

– игра «Живой алфавит»;

– игра «Назови букву алфавита»;

– игра «Найди домик шахматной фигуры»;

Игра «Почтальон».

5-6
4. Обобщающее занятие – выявление и закрепление знаний о шахматной доске;

– игра «Собери шахматный алфавит из разрезанных букв»;

Игра «Найди шахматное поле».

1
5. Творческое занятие – аппликация из бумаги «Шахматная доска». 1
6. Шахматные фигуры – название, внешний вид, отличительные особенности шахматных фигур;

– игра «Волшебная шкатулка»;

– игра «Назови фигуру»;

– игра «Определи фигуру на ощупь»;

– игра «Найди фигуру среди других».

3
7. Начальная позиция – расстановка фигур в начальной позиции;

– игра «Где стоит фигура»;

– игра «Заполни пропуски»;

– игра «Путаница».

4-5
8. «Король» – при знакомстве с каждой фигурой дети должны запомнить ее место в начальной позиции, особенности хода и взятие фигур противника. Ознакомление с каждой фигурой завершается творческим занятием – лепкой фигуры из глины (пластилина) или рисованием. 3
9. «Ладья» 3
10. «Слон» 3
11. «Ферзь» 3
12. «Конь» 3
13. «Пешка» – при знакомстве с пешкой надо обратить внимание на особенности ее первого хода, на превращение в другую фигуру, взятие на проходе и др. 4
14. Закрепление и обобщение материала 5-6
15. Игра-соревнование «Шахматные фигуры» Цель: выявить уровень знаний и умений детей. В игровой форме закрепить знания детей по темам «Шахматная доска» и «начальная позиция». 1
Всего:
2 год обучения
1. Шахматные фигуры – повторение названий шахматных фигур, особенностей их хода и взятия фигур противника;

– игра «Что изменилось?»;

– игра «Покажи ход фигуры»;

– игра «Найди кратчайший путь фигуры до цели».

4
2. Простые задачи – обучение решению простых шахматных задач;

– разыгрывание мини-партий с одной или двумя фигурами: король против короля, ладья и слон против двух ладей и т.д.

5-6
3. Творческое занятие Рисование на тему: «Шахматные фигуры». 1
4. Сложные задачи – обучение решению сложных задач: ладья ,слон и конь против ферзя и коня; две ладьи и слон против коня и двух ладей и т.д.;

– обучение умению видеть опасность со стороны противника;

– разыгрывание мини-партий с несколькими шахматными фигурами.

6-7
5. «Шах» – понятие «шах»;

– обучение защите от шаха, умению ставить «шах» королю противника.

2
6. «Мат» – обучение умению ставить мат в один ход разными фигурами. 3-4
7. Обобщающее занятие – закрепление знаний по темам «Шах» и «Мат». 1
8. «Ничья» и «Пат» – познакомить с понятиями «ничья» и «пат». 2
9. Творческое занятие – изготовление шахматной доски и фигур из бросового и природного материала. 1
10. Ловушки в шахматной игре – учить видеть опасность со стороны фигур противника. 2
11. «Ценность» фигур – дать представление о значимости шахматных фигур. 2
12. Игра-соревнование «Я знаю шахматы» 1
13. Итоговая диагностика
Всего:
3 год обучения
1. Решение простых и сложных шахматных задач – закрепление умения видеть угрозу своим фигурам со стороны фигур противника;

– разыгрывание мини-партий.

10
2. «Шах» – закрепление умения ставить шах королю противника;

– ознакомление со способами защиты от шаха.

2
3.

4.

«Мат»

«Ничья» и «Пат»

– закрепление умения ставить мат королю противника в один ход.

– закрепление знаний об основных отличиях понятий «ничья» и «пат».

2-3

2

5. «Ценность» фигур – формировать умение жертвовать более слабой фигурой. 1
6. Творческое занятие – изготовление шахматной доски (фланелеграфа) и набора фигур для нее. 3
7. «Шахматная партия» – познакомить с понятием «шахматная партия» 1
8. Особенности первого хода – варианты первого хода 3
9. Простейший мат – учить ставить простейшие маты: «детский» и «дурацкий». 1
10. Разыгрывание шахматных партий 10
11. Занятие-соревнование «Клад черного короля» 1
12. Итоговая диагностика
Всего:

Методическое обеспечение

1.И. Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 200. – 176 с.

2.Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г., 158 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь