Спектакль по произведению Э. Шим. «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи: Совершенствовать умение инсценировать небольшие произведения, совершенствовать артистические навыки детей; закрепить умение самостоятельно озвучивать выбранные роли. Развивать память и диалогическую речь. Развивать познавательный интерес к элементам театральной деятельности.
Формировать представление о скромности.
Предварительная работа: знакомство с детским писателем, чтение сказок и рассказов Э. Шима, беседы о прочитанном, рисование по сказкам, подготовка детей к выступлению, изготовление костюмов.
Методы и приёмы: практические, наглядные, словесные.
Материалы и костюмы: ёлочки, лавочка с мячиком для медведя, обручи с лепестками для бабочек, табуретки с разрезанными овощами ( морковка и капуста) для зайцев, султанчики для ребят, исполняющие роль травки, мешочки для игры на ощупь для ребёнка, исполняющего роль камня, ленты для тетеревов, пластилин для синичек.
Действующие лица и исполнители:
- Автор – воспитатель
- Камень-Никита Никонов
- Ручей – Максим Золотов
- Сосулька – Вика Синюкова
- Солнце – Сафия Кадирова
Звери и птицы:
- медведь – Коля Смирнов;
- зайцы — Ваня Попов, Витя Рекечинский
- тетерева – Тимофей Видонов, Ваня Изюмов;
- синицы – Айша Гаджиева, Вика Голова;
- бабочки – Соня Шишова, Аня Мартынова, Саша Перминова,
- Травка- Миша Глазков, Никита Рогожин, Кирилл Орлов, Дима Винокуров, Матвей Тихомиров, Максим Гончар.
Ведущий: Здравствуйте наши зрители!
- -Вы видели, как цветут одуванчики?
- -Как красивы вырезные листья клёна и сверкающие ледяные сосульки на солнце?
- -Подглядывали, как птицы кормят своих птенцов?
- -А вы слышали тишину в лесу?
- Очень интересна и увлекательна природа своими событиями и загадками.
- -А вы понимаете язык зверей и птиц?
- -Сумеете помочь тем, кто попал в беду?
- – Сможете защитить малого и слабого?
А ведь это надо уметь каждому человеку, чтобы стать настоящими защитником и бережливым хозяином родной природы.
-А вы понимаете язык птиц и зверей? Кто может перевести?
– Как, вы думаете, есть такие переводчики?
Да, На ваше счастье — есть. Это Эдуард Шим. Он пишет книги, которые помогают людям лучше видеть и лучше слышать, которые передают другим радость узнавания и понимания природы, радость какую он испытывает сам. Хотите со мной рассказать сказку «Маленьким – холодно»? Выбираем из зрителей по желанию ребёнка исполнять роль ёлочки. Все остальные ведут диалог с «ёлочкой».
Сказка «Маленьким – холодно».
Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
— Ёлочка, разве был тут пожар?
— Не было.
— А что же случилось?
— Меня зимним морозом обожгло.
— Тебя? Ёлку?!
— Меня.
— Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
— Пока маленькая, боюсь.
А сейчас ребята средней группы вам покажут ещё сказку Э. Шима.
Она называется «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Автор: Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает (выходит под музыку Солнце и всех встречает).
Звери да птицы радуются:
зайцы болбочут. (выходят зайцы под музыку),
тетерева бормочут (выходят тетерева под музыку),
синицы бубенчиками разливаются (вылетают синицы),
проснулся медведь (выход медведя).
Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу!
Выход «камня»
На опушке старый Камень-валун хвалится:
Камень – валун: Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
Звери и птицы: Неужели ты, дедушка? – спрашивают звери да птицы.
Камень – валун: Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась (выход детей – «травка»)-маленький хоровод вокруг камня.
«Солнышко» поднимает руки с каждым выходом персонажа.
Ко мне бабочки летят греться (вылетают бабочки). Кабы не я, не было бы весны!
Выход ребёнка – «ручей» под музыку.
Ручей: Ах ты, старый лежебока! – кричит с поляны звонкий Ручей. – Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!
Звери и птицы: Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
Ручей: Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою. Какая же без меня весна?
Выход ребёнка – «сосульки» под музыку.
Сосулька: Ай, болтун! – кричит Сосулька с еловой лапы. – Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
Все: А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
Сосулька: Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить – вот вам и весна. Разве иначе весна начнется!
Автор: Не успела сосулька договорить «Кап!» – и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось (музыка).
Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
Дети выстраиваются на поклон.