Театрализованная деятельность как средство развития речи в ДОУ

0
1115

Саратовцева Виктория Викторовна
Попова Светлана Игоревна
музыкальные руководители
Жупикова Людмила Ивановна,
инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ ДС №41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

Театрализованная деятельность как средство развития речи в ДОУ

 

Давно замечено, что уже с раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности, и не случайно их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.

Рекламное сообщение     

Количество детей имеющих речевые нарушения в последние годы становится все больше. Все чаще на первый план в проведении музыкальных занятий выходит взаимосвязь движения, речи и музыки. То же влияние мы видим и на занятиях по физическому воспитанию, когда детям предлагается вместе с педагогом проговаривать рифмовки и выполнять движения, особенно эффективными они бывают под музыку. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение по слогам «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения, тренировка интонации и громкости. Для этого даже не требуется специальная подготовка детей. Дидактические задания, музыкально-дидактические игры, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, что влияет на развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти. Достигается это с помощью игр: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. Здесь важно обратить внимание на голос ребенка. Ведь голос – инструмент общения, отвечает за сигналы в речи, интонацию. Сюда можно отнести подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). Так мы непроизвольно формируем звукообразование.

Нельзя забывать, что в дошкольном возрасте ребенок познает мир через игру, как ведущий вид деятельности, поэтому эффективным средством развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь. Участвуя в такой игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность. Театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость, а любимые герои становятся образцом для подражания. Следует отметить, что нравственная направленность спектаклей развивает у детей чувство доброты и сопереживания, которых так не хватает в современных мультфильмах, которые дети смотрят дома.

В театрализованной игре существует взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности. Например, двигательные упражнения могут сопровождаться пением, песня – игрой, слушание музыки переходит в музыкально-ритмическую игру, что позволяет охватывать все виды музыкальной деятельности в детском саду. Сами дети легче усваивают при этом то, что мы пытаемся у них сформировать. Музыкально-ритмические игры  наполняют их положительными эмоциями, формируют стремление к точности исполнения движений по образцу. При этом музыка и ритм способствуют синхронности исполнения. Эту особенность часто используют и на аэробике, при обучении танцам и пр.

С целью формирования ощущений, таких как чувство ритмической пульсации, интонации, темпа, образа, используются театральные игры. Формирования ощущений можно достигать при использовании голосовых импровизаций М.А. Давыдовой «Лес», «Утро», словесного тренинга «Пчела». Театрализованные игры оставляют огромную радость дошкольникам, способствуют созданию психологического комфорта, позволяют детям фантазировать, сочинять. Благодаря игре дети легко усваивают сложные элементы речи и композиции.

Так же, используя приемы театрализации на занятиях по физическому развитию мы замечаем, что дети легче усваивают различные приемы исполнения упражнений (скакать как зайчик или кузнечик (кенгуру), порхать как бабочка, нырять как рыбка и пр.). Проговаривание или звукоподражание во время исполнения упражнения, позволяет ребенку сосредоточиться и меньше переживать, если получается не совсем верно.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Например, играя с детьми в «Кошки-мышки» и проговаривая хором рифмовку, все внимание детей сосредоточено на ходе игры, а это иногда помогает ребенку не фиксировать внимание на каком-то его речевом дефекте.

Разные виды игр по-разному воздействуют на речь ребенка и соответственно могут иметь различные направления речевой работы. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности.

Использование игр-драматизаций (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникативности ребенка. Характерной особенностью игр – драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе. Драматизация позволяет упражнять интонацию, речь, формирует мотивацию к процессу разговора, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, внимание, наблюдательность, пластичность, двигательный ритм. Так в ходе подвижных игр можно наблюдать, что дети охотно повторяют слова песни или рифмовку, которая относится к этому персонажу, а если кто-то ошибается или забывает слова, то всегда есть тот, кто может их подсказать вместо педагога. Следует так же поощрять такие игры, когда они предлагаются детьми в группе или на прогулке, в такой обстановке игра уже преображается, ведь сюжет дети задают самостоятельно.

Развивать речь детей можно и нужно в любой игре и на разных занятиях. В процессе игры с детьми важно и самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не следует перебивать или торопить ребенка с речевыми трудностями, следует дать ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Не случайно все ребята в ДОУ на равнее принимают участие в постановках, даже маленькая роль, песня в хоре или подвижная игра с коллективом это может быть огромным и значимым событием в жизни отдельной личности, его достижением в борьбе с собственной стеснительностью.

Список литературы:

  • Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ВЛАДОС, 2003г.
  • Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь