Уфимская Ксения Александровна
воспитатель
МБДОУ «Мурминский детский сад № 1»
п. Мурмино Рязанская область
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024
СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ – конспект по экспериментальной деятельности
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. А вы знаете, что такое выставка? (ответы детей) На выставке представлены предметы, объединенные одной темой. (ответы детей) Правильно, все предметы на нашей выставке деревянные. И она называется «Чудо-дерево».
Рассматриваем предметы из дерева, выявляя первичные свойства дерева (теплота, легкость, приятное на ощупь, легко поддается обработке). А хотите еще больше узнать о свойствах дерева, провести научные опыты с деревянными предметами? (Да) А где же проводят различные исследования, опыты? Как называется это место? (лаборатория) Предлагаю отправиться в нашу научную лабораторию. Но, чтобы попасть в лабораторию, нам надо собрать пазл, который и будет пропуском. (проходим в лабораторию) На электронный адрес нашей лаборатории пришло письмо от Буратино, давайте его посмотрим. (видео-послание)
Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул. Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да) Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева) А какие деревья вы знаете? (ответы детей) А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц, красивые, из деревьев делают различные предметы). Поэтому деревья нельзя рубить. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Лес – наше богатство, его надо беречь.
Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина. Древесина – это плотный материал из срубленного дерева. Ребята сегодня мы поговорим о свойстве материала, которое называется – древесина (т.е. что особенного в древесине). Выявление свойств древесины.
Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать. Получилось? (нет) Значит древесина какая? Твердая. Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей) А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него). Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (её можно пилить, что-то вырезать) 2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать. Человек научился обрабатывать древесину с помощью топора, ножа и др. инструментов.
А сейчас давайте немного отдохнем. Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову, и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»
1,2,3,4,5 – листья березы будут приседать. 1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать. 1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть. 1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.
Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт. У вас на столах стоят ёмкости с водой и лежат предметы из древесины. Возьмите спичку и положите ее в ёмкость с водой. Утонула? (нет) Тогда возьмите предмет крупнее, деревянное домино. Положите его в ёмкость. Утонуло? (нет) Возьмите крупный брусок, положите его в воду. Утонул? (нет) Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет) Да, ребята, древесина не тонет. Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды. Поняли, почему Буратино не утонул? (ответы детей)
Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины) А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю. Сгорела? (Да) Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит). А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала? (Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.) Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей).
А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья – спички детям брать нельзя!» Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да) А почему? (Оно питается, дышит, растет). Правильно, дерево относится к живой природе. А у каждого объекта живой природы есть возраст. Ребята, расскажите, а сколько вам лет? Вот и у дерева есть возраст. А хотите узнать, сколько дереву лет? (Да) Сейчас я вас научу, как можно определить сколько дереву лет. Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем).
Давайте посмотрим нашу коллекцию образцов древесины. Обратите внимание на цвет изделий, сделанных из ели и осины (древесина светлая), а из липы (более темная), а вот у дуба темная и тяжелее. Ребята, из древесины невозможно получить два совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок (рисунок).
Рефлексия. Вот мы и познакомились со свойствами древесины и тем самым ответили на вопрос Буратино. Почему же Буратино не утонул? (дерево не тонет), а давайте вспомним все свойства древесины (твердость, режется, не тонет, горит, пилится). Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой. И я вам предлагаю подарить мне Буратино, если вам понравилось наше исследование и вам было интересно, может быть вы узнали что-то новое, то подарите мне веселого Буратино. Если вам было скучно, то грустного Буратино. (дети отдают картинки). А вам я подарю деревянные пазлы-конструкторы объемных фигур сделанные из дерева, чтобы вы могли играть и вспоминать про удивительные свойства древесины. А в следующий раз мы вернемся в нашу научную лабораторию и познакомимся со свойствами других материалов.