Материал опубликован в печатном декабрьском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Николаева Майя Всеволодовна,
воспитатель 1 категории
МБДОУ Детский сад № 210 «Лучик»
г. Чебоксары
САХАР И ЕГО СВОЙСТВА
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Задачи:
– способствовать формированию умения самостоятельного использования действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета (сахара),
– развивать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий;
– развивать познавательные интересы детей, восприятие, внимание и наблюдательность, способность анализировать;
– воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, уважение к мнению и ответу других детей.
Оборудование и материалы: стаканы с водой и одноразовые пластиковые ложечки (по количеству детей), спиртовка, спички, деревянный молоточек, сахар-рафинад, сахар-песок, разделочная доска, железная ложка, картина из сахара, основы для картины (по количеству детей), кисточки, клей.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Любите ли вы рисовать? Скажите мне, пожалуйста, чем можно рисовать? Я тоже очень люблю рисовать и сегодня приготовила для вас необычную картину. Она не только необычная, но и вкусная. (Воспитатель показывает картину из сахара, предлагает ее рассмотреть и описать сюжет картины.)
Воспитатель: Дети, понравился вам сюрприз? (Да, понравился.) Как Вы думаете, какой материал я использовала в работе над картиной? (Сахар или затруднение в ответе). А правильно ли вы ответили, мы узнаем с помощью загадки.
Белый, как снег, в чести у всех.
В рот попал там и пропал,
Нравлюсь вам, во вред зубам.
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Это сахар. А что вы знаете о сахаре? (Продукт питания, его добавляют в чай и кофе, в еду; он сладкий, белый и т.д.) Вы много рассказали о сахаре. А как нам проверить, правильно мы назвали свойства сахара или нет? Что нам нужно для этого сделать? (подумать, спросить у взрослого, посмотреть в интернете). Для этого я предлагаю пройти в лабораторию. (Воспитатель уточняет у детей, что такое лаборатория). Дети, кто из вас знает, что такое лаборатория? (Лаборатория, это место, где проводят опыты). Правильно, это место, где проводят опыты и ставят эксперименты. Итак, давайте отправимся с вами в лабораторию. Здесь мы проведем опыты и определим свойства сахара. А чтобы у нас все получилось, надо четко соблюдать инструкцию по их проведению: для этого необходимо внимательно меня слушать, повторять действия за мной, внимательно наблюдать и на вопросы отвечать.
1 опыт. Сахар растворяется в жидкости. Берем стакан с водой. Пробуем воду на вкус. Какая вода? (не имеет вкуса, безвкусная). Набираем в ложечку сахар, добавляем сахар в стакан с водой, размешиваем ложечкой сахар в стакане. Наблюдаем за реакцией, происходящим. Дети, что произошло сахаром? (Сахар растворился в воде, исчез). О каком свойстве сахара мы узнали? (Сахар растворяется). Попробуйте воду теперь, какая она на вкус? (сладкая)
2 опыт. Сахар при нагревании плавится, при охлаждении – застывает. А сейчас я покажу вам опыт с элементами фокуса. Для этого мне понадобится зажжённая свеча, железная ложка и сахар. Внимание, этот опыт можно проводить только с родителями! Я буду нагревать сахар, а вы внимательно наблюдать за тем, что происходит в ложке с сахаром при нагревании. Дети, что произошло с сахаром? (Сахар растаял, расплавился). Правильно сахар расплавился при нагревании. Какой можно сделать вывод? (Сахар при нагревании плавится). (Воспитатель опускает ложку с расплавленным сахаром в стакан с водой, сахар застывает). А теперь, что произошло? (сахар застыл) Правильно. При охлаждении расплавленный сахар застывает. Что это вам напоминает? (леденец)
3 опыт. Воспитатель: Мы свами определили свойства, вкус сахара, теперь давайте определим, какое состояние может иметь сахар. Для этого нам понадобится деревянный молоток, сахар-рафинад, разделочная доска и один участник. (Опыт выполняет ребенок)
Воспитатель: Для эксперимента возьми сахар-рафинад. Ребята, рафинад в каком виде? (кусочек, твердый). Теперь деревянным молотком нужно ударить по кусочку рафинада. Что произошло? (сахар рассыпался). Какой вывод мы с вами делаем? В каком виде мы встречаем сахар? (в кусочках – рафинад, сыпучем – сахарный песок).
Мы многое с вами узнали о сахаре, а сейчас я вам предлагаю нарисовать сахаром сладкую картину. А что мы будем рисовать, узнаете, когда отгадаете загадку.
Висит под крышей леденец,
Весна придёт, – ему конец. Начнёт водою булькать,
И упадёт (Сосулька).
Как называется явление природы, когда тают сосульки? (Капель)
Давайте мы с вами немного разомнемся перед рисованием.
Физминутка Весенняя капель
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Присаживайтесь за столы и будем рисовать сладкую весеннюю капель. Для этого нам понадобится сахар-песок, основа для картины, одноразовые пластиковые ложечки, клей ПВА. Нам надо нанести клей на основу картины, затем перевернуть ее и обмакнуть в поднос с сахарным песком, лишний сахар-песок аккуратно убираем. (Дети работают все вместе над картиной.)
Воспитатель. У вас получилась красивые картины, все старались, молодцы. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали о сахаре.