Материал опубликован в печатном декабрьском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Чабанова Мария Петровна,
Денисенко Любовь Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ № 48
г. Ленинск-Кузнецкий
СЕКРЕТЫ ДРУЖБЫ
конспект открытой НОД по коммуникативному развитию в средней группе
Цель: Развитие дружеских взаимоотношений в группе сверстников, развитие групповой сплочённости, коммуникативных навыков, чувства симпатии, толерантности.
Образовательные задачи:
– Учить проявлять инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач;
– Упражнять в использовании пословиц и поговорок;
– Расширять и обогащать словарный запас детей, акцентировать внимание на уменьшительно-ласкательных суффиксах;
– Узнавать настроение человека по выражению его лица;
Развивающие задачи:
– Воспитывать культуру взаимодействия со сверстниками и взрослым в совместной деятельности;
– Развивать воображение;
– Стимулировать, поддерживать стремление проявлять доброту, сочувствие;
– Принимать окружающее осознанно, по собственному убеждению.
Ход занятия:
– (Под музыку «Ничего на свете лучше нету…» заходим в зал, выстраиваемся в круг)
1 часть: Оргмомент Когда музыка затихает, воспитатель звенит в колокольчик:
– Колокольчик озорной,
Ты друзей в кружок построй!
Собрались ребята в круг;
Справа друг и слева друг!
Пожмём ручки друг другу, улыбнёмся и скажем «Привет!», а гостям – «Здравствуйте!»
Для беседы я приглашаю детей на стульчики.
(Раздаётся телефонный звонок. На столе стоит игрушечный телефонный аппарат. Воспитатель поднимает трубку.)
– Алло, здравствуйте! Кто говорит? Ребят, это говорит девочка Маша из рассказа В. Осеевой «До первого дождя». У неё есть подружка Таня они очень дружны, но сегодня они поссорились. Маша очень расстроилась и хочет помириться со своей подругой, а также узнать, что нужно делать, чтобы никогда не ссориться.
Поможем девочкам узнать секреты дружбы?
(Ответы детей).
– Правильно дети. Ведь нужно помогать другу в беде.
– А вы дружные ребята?
– Почему вы так считаете, скажите мне? (Не обижаем, не ссоримся, делимся, играем вместе.)
– А вы знаете пословицы и поговорки о дружбе, назовите их.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга ищи, а нашел – береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без друга в жизни туго.
- Дерево держится корнями, а человек, друзьями.
- Один за всех и все за одного.
– Ребята, как выглядит человек, который сердится, злится?
Давайте возьмем зеркала и сделаем сердитое или злое лицо и посмотримся в зеркало. (брови сдвинуты, губы сжаты, взгляд сердитый, снизу, исподлобья)
А теперь давайте улыбнемся и посмотрим в зеркальце.
– Какое выражение лица вам больше понравилось? С каким человеком вам хотелось бы дружить с сердитым, хмурым, или с веселым, добрым? Вот мы узнали первый секрет дружбы «Доброта»
Предлагаю поиграть в игру-кричалку, на все вопросы отвечаем «Да-да-да» или «Нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить?
Нашей дружбой дорожить?
Мы научимся играть?
Другу будем помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
Чай с друзьями будем пить?
Будем крепко мы дружить?
Игра «Назови ласково»
Кому я кину мяч и скажу слово тот превращает это слово в ласковое.
Мяч – мячик
Дерево – деревце
Коза – козочка
Рука – ручка
Нога -ножка
Ухо – ушко
Алина – Алиночка
Таня – Танечка
Маша – Машенька
Ваня – Ванечка
– Ребятки, а какие слова вам больше понравились, простые или ласковые? Почему? (Ласковые, потому что они приятные, теплые, они согревают.)
Вот это второй секрет дружбы «Ласковое слово»
Следующее задание «Добрые и злые герои».
(Музыка для оживленной деятельности)
Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей нужно разложить героев на столик с картинкой «солнышко» добрых, а с картинкой «Тучкой» – злых. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания.
Третий секрет дружбы «Добрые дела»
Задание «Азбука настроений»
На столах лежат конверты, дети садятся за столы, рассматривают картинки и показывают их по просьбе воспитателя:
– Грустного, сердитого гнома, спокойного, радостного.
(Дети показывают, воспитатель комментирует правильность ответов)
Четвертый секрет дружбы «Хорошее настроение»
Физминутка
В.: – Послушайте ребята, что нужно сделать если кто-то грустит?
Дети: Развеселить!
В.: Как развеселить? Может поиграем? Игра называется «Зайка».
Зайкой у нас будет … Встаем в хоровод и говорим слова:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай скорей, скачи
И морковку получи!
Получи и попляши! (Под музыкальное сопровождение)
(Повторить 2-3 раза)
Ну вот мы узнали пятый секрет дружбы — это «Веселая игра».
– Мы с ребятами выучили игру-мирилку и хотим ее показать.
Покажем, ребятишки?
– Больше ссориться не нужно (сцепились мизинцами)
Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)
Будем мы с тобой дружить, (пожимают руки)
Нашей дружбой дорожить. (подносят руки к сердцу)
Мир, мир – навсегда (сцепились мизинцами)
Ссора, ссора – никогда (грозим пальчиком).
Я записала на видео вашу игру- мирилку, и пошлю ее девочкам Маше и Тане, они будут играть в эту игру, да так и помирятся, ведь самый главный секрет дружбы в том, что нужно уметь прощать и мириться. А теперь мы соберем наши ключи-секреты и отправим девочкам посылку, чтобы они не забывали их никогда! Согласны?
А наше занятие продолжается и последнее задание «Нарисуй мордашку гномику»
Посадка: – Отодвиньте стул, садитесь, теперь придвиньте поближе, чтоб вам было удобно. Сели ровно, спинка прямая.
Берем в руки фломастеры, открываем их, покажите, как вы держите фломастеры, приступаем к работе.
На столах лежат картинки, это художник Карандашик нарисовал гномиков, но видно его кто-то отвлек, и он забыл нарисовать им лица, помогите ребята, нарисуйте на них свое настроение.
Итог: беседа с рассматриванием работ детей, какие гномики получились, веселые или грустные, что понравилось делать на занятии, спросить у детей какие секреты дружбы они запомнили.