Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Смирнова Наталия Александровна
воспитатель МБДОУ № 5
г. Полярные Зори, Мурманская обл.
Родители часто недоумевают, когда их блестящая воспитательная линия наталкивается на сопротивление со стороны детей, которые таким образом противодействуют готовому решению, пытаясь включиться в самостоятельную деятельность. Такое состояние определяется понятием «субъектность».
Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному плану. Субъектная позиция ребёнка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, интеграцию дошкольника в этот мир и возможность творить в нём.
Но не всегда данные процессы развиваются гармонично. Успешное освоение ребёнком позиции субъекта требует реализации определённых педагогических условий и в первую очередь, развёртывания перед ребёнком палитры разнообразной детской деятельности. Другое важнейшее условие формирования субъектной позиции ребёнка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств её воплощения. Стандарт подчеркивает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Мои воспитанники – старшие дошкольники. В настоящее время их привлекает возможность быть самостоятельными в планировании и реализации собственных замыслов. Для воплощения детских устремлений я организовала в группе проектную деятельность с воспитанниками и их родителями.
Сначала о групповом проекте. При выборе направления проекта и его содержания я исходила из актуальных проблем образовательного процесса в группе и заинтересованности родителей. Во время наблюдения за детьми я обратила внимание на то, что при формировании элементарных математических представлений не у всех воспитанников достаточно выражены показатели познавательной мотивации.
Беседы с родителями выявили ту же проблему. Именно математика вызывает у родителей детей 5-6 лет повышенную тревожность и озабоченность. Поэтому направление проектной деятельности было связано с формированием у детей положительного отношения к занятиям математикой.
В начале работы я напомнила детям о хорошо известных им проектах: «Бессмертный полк», направленный на сохранение памяти о подвиге героев Великой отечественной войны; шоу «Голос», раскрывающий потенциал талантливых вокалистов; городской проект «Юный Роботроник», помогающий познакомиться с интересным миром лего-конструкторов.
Сказала, что они, если захотят, смогут создать свой проект, который поможет самим справиться с какими-либо трудностями, а также помочь другим детям. Таким образом, мои воспитанники были замотивированы самостоятельно создать проект: создать что-то новое, реальное и очень важное для себя и друзей.
Далее необходимо было создать условия для самостоятельного определения детьми проблемы, над которой в ходе проектной деятельности предстояло работать. К этому времени программа привела нас к составу числа 10. На ближайшем занятии по формированию элементарных математических представлений была организована викторина «Цветик-Семицветик» с заданиями на состав числа. Дети разделились на две команды. В одной – дети с хорошо развитой познавательной мотивацией, а другая команда была менее мотивирована.
В ходе выполнения заданий победа досталась первой команде. Ребята из второй команды очень расстроились. Во время рефлексии ребята признались, что с заданиями справился тот, кто разобрался с темой «Состав числа», а проигравшим «Нужно как следует заниматься», «Стремиться понять непонятное». Дети из команды победителей согласились помогать проигравшим в изучении состава числа 10. Так, в специально созданных условиях, у детей возникла идея для темы проекта «Состав числа 10».
Затем детям предложили искать информацию, связанную с составом числа 10. В группе в Центре математики и в книжном уголке подходящей информации дети не нашли. Поиски дома вместе с родителями частично удовлетворили детей, но материал получился разрозненный. Нужная книга оказалась на полочке в маленькой библиотеке методического кабинета, куда я положила её накануне.
В ходе данной активности детям ещё больше захотелось создать проект. После изучения состава числа 10 с помощью собранных источников необходимо было проверить, кто как запомнил материал.
Ребёнок 5-ти лет является субъектом общественной деятельности. Субъектную позицию на данном этапе жизни помогают освоить совместные виды детской деятельности. В связи с этим дети получили задание в парах. Необходимо было нарисовать огород или сад, где будет всего по 10, но состав плодов должен быть не однородным.
Дети подошли творчески к выполнению задания и создали свои грядки. Те мини-команды, которые справились с заданием, получили право для создания общей работы. А ещё их миссией стало подтянуть знания детей, не справившихся с заданием.
Далее нужно было найти идею для совместного проекта. Дети сказали, что похоже на деревню, можно сделать улицы, нарисовать домики и приделать заборы.
Затем проект доработали в соответствии с новыми задачами, придумали название деревни – «Десяткино», ведь там всего по 10.
Обсудили, как с помощью нашего проекта можно обучать других детей составу числа 10. В ходе подготовки к защите проекта, особенно ярко проявилась субъектная позиция детей. Возможность помочь другим и кого-то научить их особенно вдохновляла и мотивировала.
Обязательный этап в реализации проекта – это публичное представление, во время которого происходит передача знаний от одних детей к другим. В данной ситуации ребёнок становится в позицию полноценного, сознательного и активного члена своего социального круга, действующего в том числе и в качестве агента социальных изменений.
В дальнейшем проектный продукт планировалось использовать как тренажёр на состав числа. Участники проекта продемонстрировали, как можно его использовать.
Работой по формированию у детей положительного отношения к занятиям математикой были охвачены и родители, которым предложили создать индивидуальные проекты с собственными детьми. Семейные проекты помогают детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. На родительском собрании провели мастер-класс по проектной деятельности с детьми, дали материал для практической работы и предложили темы для математических проектов.
Для родителей было назначено время консультаций. В ходе всего процесса проектирования мы были с ними на связи.
В завершении работы семейных проектных команд в группе состоялась мини – конференция. Савва С. вместе с мамой представил проект «Часы везде».
Антон Ё. загадал детям математическую загадку и потом помог разгадать её.
Егор Г. и Вадим Г. вместе с мамой работали над проектом «Сказка про цифру ноль», но мама не смогла подойти, поэтому я поддержала их защиту.
Аня Л. во время работы над проектом искала математику в сказке «Три медведя» и вместе с мамой очень увлекательно рассказали об этом детям группы.
Ребята, которые создали математические проекты, проявили живой интерес к темам и инициативу в познании. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело и радуется своим успехам.
Проектный метод позволяет построить личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка по субъект-субъектной модели, где участники находятся в позиции равных партнёров, включённых в общую совместную деятельность.
Таким образом, в результате специальных педагогических воздействий, а именно предоставления детям различных вариантов поисковой и игровой познавательной деятельности, были созданы благоприятные условия для формирования субъектной позиции каждого ребёнка.
Список источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
2. Букатов В.М., Ершова А.П., НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ, Пособие по социо-игровым технологиям обучения Петрозаводск – 2009.
3. Водовозова Е.И. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.И. Водовозова – М.: Юрайт, 2017. – 400 с
4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников: Метод. пособие. М., 2007.
5. Громова Е.Б. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников // Воспитатель. – 2010. – №1. – С.65-69.
6. Кузина, Л.Л., «Социо – игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» с. Перегребное, 2012.