Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Мартынова Елена Борисовна
воспитатель
ГБОУ города Москвы «Школа 3 2122»
ОП «Звездочка»
ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО
НОД по аппликации для средней группы
Цель. Формировать умение создавать зимнее дерево с помощью техники обрывной аппликации.
Задачи:
- Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой линии;
- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности;
- Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей;
- Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.
- Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;
Материал: тонированная бумага голубого цвета ½ альбомного листа, прямоугольники коричневого цвета, лист белой бумаги для снега, клей, кисточка, подставка под кисточку, салфетка, ножницы, презентация «Деревья зимой».
Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Времена года». Чтение рассказов и стихов о зиме. Отгадывание загадок о зиме.
Ход занятия:
(Воспитатель вместе с детьми собираются на ковре в круг.)
Минутка вхождения в день «Круг радости».
Воспитатель: Доброе утро, дети!
Возьмемся за руки и дружно поприветствуем друг друга:
С добрым утром, с добрым светом!
С добрым словом и приветом!
Дети: (Повторяют слова приветствия.)
А теперь улыбнемся друг другу! И пошлем друг другу наши улыбки.
Воспитатель: (Стук в дверь) Ребята, кто-то стучит…пойду посмотрю.
(Звучит музыка вой вьюги и заходит Зима-воспитатель)
Зима: здравствуйте, дети! Вы догадались кто я?
(ответы детей)
Я вам загадаю загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Зима!
Зима: Молодцы! Да я Зима.
А кто из вас любит это время года и за что?
(ответы детей: можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки)
Зима: Зима – волшебное, замечательное и сказочное время года. Ребята, а вы любите слушать сказки? Тогда садитесь поудобнее и слушайте, сказка начинается.
– В волшебном лесу, на далеком Севере, где всегда холодно, стоит ледяной дворец, разукрашенный ледяными и снежными узорами. В этом дворце я и живу. Ребята, а как вы думаете какая зима? (ответы детей).
Воспитатель: Вы все правильно сказали, но несмотря на то, что зима холодная, она очень заботливая. Зима каждый день летала по всему миру и укрывала от мороза молодую травку и цветы. Но больше всего ей нравилось покрывать деревья серебристым инеем. Одевала на них белые меховые шапки и укутывала снежным покрывалом. Если увидит вдруг травка осталась зеленая, тут же бережно ее укроет и песню колыбельную споет. Ходит Зимушка-Зима все деревья убаюкивает. Стоят величавые деревья в снежном одеяле, друг перед другом красуются!
(слайд с изображением зимних деревьев)
Зима: Вы хотите попробовать сделать такие деревья?
Зима: но, прежде чем начать нашу работу я предлагаю, вам превратится ненадолго в деревья.
(дети изображают деревья)
А теперь я подую ледяным ветром на вас. Холодно?
(дети показывают, как им холодно)
Снегом всех укрою, чтобы не замерзли
(дети приседают)
Тепло деревцам моим?
(дети отвечают)
Вот опять подую холодным ветром, а деревьям тепло в моих шубках снежных.
Зима: Ребята, я вас приглашаю в свою творческую мастерскую.
(дети садятся за столы)
Посмотрите, у вас на тарелочках лежит голубой лист. А что мы с вами хотели делать?
(ответы детей деревья)
Для этого нужно сделать ствол. Ребята вспомните, ствол у дерева в низу широкий, чем выше, тем уже. У вас на тарелочках лежат прямоугольники коричневого цвета. Нужно отрезать по длинной стороне полоску, посмотрите (показ воспитателя)
Берем ножницы и отрезаем полоску
(самостоятельная деятельность детей)
А теперь положите ствол на голубой лист. Чего на нем не хватает? (ответы детей – веток)
Возьмите прямоугольник коричневый и сложите его пополам, так чтобы совпали уголки. Сделайте линию сгиба. По линии сгиба разрезаем. Один прямоугольник кладем на тарелочку. А из другого будем делать ветки. Нужно нарезать полоски (показ)
(самостоятельная деятельность детей)
Приложите к стволу наши полоски-ветки, что бы получилось красивое дерево. (дети прикладывают ветки)
Но ведь у веток есть еще и короткие веточки. Разрежьте длинные полоски пополам. Приложите к веткам. У всех все получилось?
А теперь возьмите ствол и положите его цветной стороной на клеенку, на белую сторону на всю полоску нанесите клей и приклеиваем на то место, от куда взяли. (Самостоятельная деятельность детей)
Берем по одной ветке снизу кладем ее цветной стороной на клеенку и на белую сторону наносим клей. И приклеиваем ее на место откуда взяли. И так все длинные и короткие ветки.
(Самостоятельная деятельность детей)
Зима: вот, какие у нас замечательные получаются деревья, но снег еще не выпал. И вот начинается снегопад. Но хлопья снега, мы сделаем необычным способом: из белой бумаги, обрывая её руками.
(воспитатель показывает, как изготовить детали аппликации приемом обрывания бумаги.)
У вас на тарелочках лежат белые листы бумаги. Попробуйте сделать снежные хлопья.
(самостоятельная деятельность детей)
Зима: теперь надо наклеить снежные хлопья на деревья. Подумайте, как это сделать, чтобы получилось красиво, как у настоящего художника.
Снежные хлопья, когда падают, ложатся на ветки деревьев, кружатся в воздухе.
Приклейте снежные хлопья на веточки деревьев.
(По ходу объяснения воспитатель показывает приемы приклеивания деталей.)
(самостоятельная деятельность детей)
Зима: Ребята, сейчас мы устроим выставку, разместите работы на доске.
(Дети несут свои работы и вывешивают на доске)
Зима: Какие красивые зимние деревья у нас получились, настоящий зимний лес!
Ну а мне пора возвращаться в свои владения. До свидания!
(зима уходит, заходит воспитатель со снежинками на подносе)
Воспитатель: Ребята, я только что встретила Зимушку, и она подарила нам подарки снежинки. (игра «Сдуй снежинку»)