СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ И С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

0
1524

   Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Земскова Галина Александровна

Ефременкова Наталья Геннадьевна

воспитатели

Харузина Ирина Николаевна

психолог

МБДОУ «Детский сад № 15»

Рекламное сообщение     

Ивановская область, г. Иваново

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ И С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

    Современный этап развития нашей страны предъявляет совершенно новые требования к качеству образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях. Это касается не только выбора основных форм и методов работы с детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет, но и создания условий для их максимально комфортного вхождения в общество.

    Дошкольные образовательные учреждения испытали в последние годы серьезные изменения, которые связаны с целой группой факторов.

      Во-первых, в образовательную среду все активнее входят рыночные отношения, что выражается, в частности, в развитии конкуренции не только между отдельными учреждениями, но и между дидактическими и воспитательными концепциями.

    Во-вторых, дошкольное учреждение на фоне постоянного повышения требований к нему со стороны государства и родителей столкнулось с явным недофинансированием, что привело к значительной формализации самого образовательного процесса в нем.

     В-третьих, все более активную роль в контроле за детскими садами начинает играть родительское сообщество. В то же время острая нехватка в стране учреждений подобного типа привела к тому, что воспитатели используют этот аргумент как инструмент воздействия на особо принципиальных отцов и матерей. Наконец, в-четвертых, в свете последних изменений, связанных с принятием нового Закона об образовании, детские сады наконец-то превратились из преимущественно воспитательной структуры в полноценные детские дошкольные учреждения с образовательной программой.

Основными целями данного уровня образования являются:

– уделение самого пристального внимание состоянию физического и психического здоровья детей;

– направленность на максимальную реализацию физических, эстетических и социальных способностей воспитанников;

– учет индивидуальных особенностей детей;

– воспитание в духе патриотизма, внушение уважения к семейным ценностям, культурным традициям и обычаям России, любви к природе;

– коррекция недостатков в психическом и физическом развитии ребенка;

– налаживание взаимодействия со всеми основными социальными партнерами – семьями, государственными и общественными учреждениями.

    Как известно, личность формируется в обществе. А первый коллектив, который встречается человеку на его жизненном пути – это семья. К сожалению, далеко не всегда родители могут уделять достаточно времени воспитанию своего ребенка.

    Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь оказывают детские сады.

     Педагог играет важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но, увы, работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда.

    Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка (семья и детский сад) разобщены.

    Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя.

    Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников.

    Формы работы с родителями в ДОУ можно классифицировать по нескольким направлениям:

– Информационно-аналитическое.

– Познавательное.

– Наглядно-информационное.

– Досуговое.

    Рассмотрим каждое направление подробнее. Работа с родителями в ДОУ должна начинаться с анализа.

    Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных, выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там царит.

В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.

Познавательное направление включает в себя следующие моменты:

– Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной группы.

– Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его неудачах.

– Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В этих целях вот что может включать работа с родителями в детском саду:

– консультации,

– дни открытых дверей,

– совместные занятия детей с родителями,

– творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из взрослых,

-экскурсии,

– семинары и тренинги.

    И маме, и папе приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты деятельности педагога через результаты деятельности их ребенка, они гораздо охотнее идут на контакт.

В этом и заключается функция наглядно-информационного направления.

    Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы.

    Также родительские уголки с успехом применяются для решения познавательных задач.

    Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих мероприятиях.

Не менее важен и досуг детей.

    Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных развлекательных мероприятий в группе.

   Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со своими детьми.

Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит.

     Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники (Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.

    Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка» родителей к воспитателю или друг к другу.

Но отдача непременно последует.

    И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно чувствовать себя в большом мире.

    Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.

    На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи ­ воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

   Данная модель предполагает активное участие всех участников социального партнерства: педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения и работников других сфер.

В ДОУ сложилась такая система организации взаимодействия с социумом:

­ Заключение договора о совместной работе

­ Составление плана совместной работы

­ Информирование родителей о проводимых мероприятиях

­ Активное участие родителей в запланированных мероприятиях

­ Совместные совещания по итогам года

Основными принципами сотрудничества являются:

– Установление интересов каждого из партнера;

– Совместное формирование целей и задач деятельности;

– Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;

– Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

­ Открытость ДОУ;

­ Установление доверительных и деловых контактов;

­ Использование образовательного и творческого потенциала социума;

­ Использование активных форм и методов общения.

     Процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

   Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.

    Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Что же такое социальное партнерство? Кто является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения?

    Социальное партнёрство — это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Можно выделить два направления социального партнёрства:

  • использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;
  • активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком.

    Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Список использованной литературы

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
  2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2012. – 510 c.
  3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. – 510 c.
  4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А. Виноградова. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
  5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
  6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь