Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Земскова Галина Александровна
Ефременкова Наталья Геннадьевна
воспитатели
Харузина Ирина Николаевна
психолог
МБДОУ «Детский сад № 15»
Ивановская область, г. Иваново
СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ И С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
Современный этап развития нашей страны предъявляет совершенно новые требования к качеству образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях. Это касается не только выбора основных форм и методов работы с детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет, но и создания условий для их максимально комфортного вхождения в общество.
Дошкольные образовательные учреждения испытали в последние годы серьезные изменения, которые связаны с целой группой факторов.
Во-первых, в образовательную среду все активнее входят рыночные отношения, что выражается, в частности, в развитии конкуренции не только между отдельными учреждениями, но и между дидактическими и воспитательными концепциями.
Во-вторых, дошкольное учреждение на фоне постоянного повышения требований к нему со стороны государства и родителей столкнулось с явным недофинансированием, что привело к значительной формализации самого образовательного процесса в нем.
В-третьих, все более активную роль в контроле за детскими садами начинает играть родительское сообщество. В то же время острая нехватка в стране учреждений подобного типа привела к тому, что воспитатели используют этот аргумент как инструмент воздействия на особо принципиальных отцов и матерей. Наконец, в-четвертых, в свете последних изменений, связанных с принятием нового Закона об образовании, детские сады наконец-то превратились из преимущественно воспитательной структуры в полноценные детские дошкольные учреждения с образовательной программой.
Основными целями данного уровня образования являются:
– уделение самого пристального внимание состоянию физического и психического здоровья детей;
– направленность на максимальную реализацию физических, эстетических и социальных способностей воспитанников;
– учет индивидуальных особенностей детей;
– воспитание в духе патриотизма, внушение уважения к семейным ценностям, культурным традициям и обычаям России, любви к природе;
– коррекция недостатков в психическом и физическом развитии ребенка;
– налаживание взаимодействия со всеми основными социальными партнерами – семьями, государственными и общественными учреждениями.
Как известно, личность формируется в обществе. А первый коллектив, который встречается человеку на его жизненном пути – это семья. К сожалению, далеко не всегда родители могут уделять достаточно времени воспитанию своего ребенка.
Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь оказывают детские сады.
Педагог играет важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но, увы, работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда.
Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка (семья и детский сад) разобщены.
Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя.
Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников.
Формы работы с родителями в ДОУ можно классифицировать по нескольким направлениям:
– Информационно-аналитическое.
– Познавательное.
– Наглядно-информационное.
– Досуговое.
Рассмотрим каждое направление подробнее. Работа с родителями в ДОУ должна начинаться с анализа.
Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных, выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там царит.
В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.
Познавательное направление включает в себя следующие моменты:
– Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной группы.
– Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его неудачах.
– Вовлечение родителей в образовательную деятельность.
В этих целях вот что может включать работа с родителями в детском саду:
– консультации,
– дни открытых дверей,
– совместные занятия детей с родителями,
– творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из взрослых,
-экскурсии,
– семинары и тренинги.
И маме, и папе приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты деятельности педагога через результаты деятельности их ребенка, они гораздо охотнее идут на контакт.
В этом и заключается функция наглядно-информационного направления.
Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы.
Также родительские уголки с успехом применяются для решения познавательных задач.
Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих мероприятиях.
Не менее важен и досуг детей.
Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных развлекательных мероприятий в группе.
Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со своими детьми.
Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит.
Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники (Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.
Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка» родителей к воспитателю или друг к другу.
Но отдача непременно последует.
И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно чувствовать себя в большом мире.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.
На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.
Данная модель предполагает активное участие всех участников социального партнерства: педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения и работников других сфер.
В ДОУ сложилась такая система организации взаимодействия с социумом:
Заключение договора о совместной работе
Составление плана совместной работы
Информирование родителей о проводимых мероприятиях
Активное участие родителей в запланированных мероприятиях
Совместные совещания по итогам года
Основными принципами сотрудничества являются:
– Установление интересов каждого из партнера;
– Совместное формирование целей и задач деятельности;
– Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
– Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:
Открытость ДОУ;
Установление доверительных и деловых контактов;
Использование образовательного и творческого потенциала социума;
Использование активных форм и методов общения.
Процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Что же такое социальное партнерство? Кто является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения?
Социальное партнёрство — это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Можно выделить два направления социального партнёрства:
- использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;
- активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Список использованной литературы
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2012. – 510 c.
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. – 510 c.
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А. Виноградова. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.