Вторникова Виктория Геннадиевна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Березка» Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийских творческих конкурсов под общим названием «Лето – это маленькая жизнь…»
Конкурс «Мой край в будущем»
Номинация – проект
Актуальность проекта:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Ознакомление с профессиями родителей и значимых профессий нашего города обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценности труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи для воспитанников:
1. пробудить интерес к теме профессий;
2. формировать реалистические представления о труде людей;
3. помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
4. развивать коммуникативные навыки;
5. развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
6. развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Задачи для педагогов:
1. создание тематической подборки (картинки и наглядно – демонстрационный материал) по теме «Профессии Старого Оскола»;
2. выявить знания детей о профессиях;
3. подготовить консультации для родителей по темам: «Профессии»;
4. подготовить план экскурсий по теме «Профессии»;
5. разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по теме: «Профессии Старого Оскола»;
Сроки проведения: 2020-2021 учебный год
Подготовительный этап проекта
Задачи I этапа проекта:
– анализ ситуации;
– определение цели и основных задач;
– определить представление детей старшего дошкольного возраста о профессиях;
– подбор методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями;
– разработка тематического планирования занятий;
– привлечение педагогов к предстоящей работе.
Содержание работы:
– подбор материала педагогами для реализации проекта;
– родительское собрание с целью ознакомить и привлечь их к сотрудничеству;
– выявление первоначальных знаний у детей старшего возраста;
– подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для педагогов и детей.
Основной этап проекта
Задачи II этапа проекта:
– формирование знаний у детей о профессиях, об их значении для людей;
– вовлечение детей в проектную, творческую деятельности.
Содержание работы:
– серия бесед по профессиям;
-проведение викторин;
– цикл дидактических игр;
– чтение художественной литературы;
– изготовление поделок;
– проведение выставок;
– просмотр презентаций;
– пополнение развивающей среды.
Заключительный этап проекта
Задачи III этапа проекта:
– показать воспитанникам значимость проделанной работы и новых, приобретенных знаний;
Содержание работы:
– проведение итогового мероприятия (развлечения);
– награждение участников проекта грамотами;
– анализ результатов проектной деятельности;
– обобщение опыта.
Планируемые результаты:
1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, участвующих в проекте.
2. Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
3. В результате курса занятий «Мы – будущее Старого Оскола!» воспитанники будут
Знать:
• основные сферы профессиональной деятельности человека;
• основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
• предприятия, учреждения и значимые профессии города;
Уметь:
• оперировать основными понятиями и категориями профессий;
• рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Тематическое планирование занятий
Содержание | Ответственные |
«Кто о нас заботится?» | |
Беседа «Как живет моя семья», рисование «Профессия моих родителей» | педагог-психолог |
Познавательная игра «Русская хозяюшка» | педагог-психолог |
Беседа «Профессия – воспитатель, профессия – учитель», изготовление коллажа «Кто ведет нас по дороге знаний» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – повар», игра «съедобное – несъедобное», рисование «Что готовят наши мамы» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – полицейский», экскурсия в музей МБДОУ ДС №27 «Березка» «Светофория» | педагог-психолог, воспитатель, старший воспитатель |
Беседа «Профессия – врач», Экскурсия в медицинский кабинет |
педагог-психолог, воспитатель, медицинская сестра |
«Люди, которые нас окружают» | |
Беседа «Профессия – продавец», игра «Магазин» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – парикмахер», игра «Салон красоты» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – библиотекарь», экскурсия в библиотеку МБДОУ ДС №27 «Березка», викторина «Лучший друг книги» | педагог-психолог, воспитатель, старший воспитатель |
Беседа «Профессия – спортсмен», экскурсия в спортивный зал. Беседа, презентация о выдающихся спортсменах Белгородской области | педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре |
«Золотые руки мастера» | |
Беседа «Что умеет моя бабушка», рисование «Любимые занятия моей семьи», коллаж «Чему я хочу научиться» | педагог-психолог, воспитатель |
Изучение народных промыслов | педагог-психолог, старший воспитатель |
Изготовление тряпичных кукол | педагог-психолог, воспитатель |
Готовим выставку «Своими руками» | педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель |
«Что такое техника?» | |
Путешествие с Винтиком «Техника во круг нас» | педагог-психолог |
Беседа «Профессия – строитель», викторина «Мой город» | педагог-психолог |
Беседа «Профессия – архитектор», рисование «Город будущего» | педагог-психолог, воспитатель |
«Что такое искусство?» | |
Беседа «профессия актер», экскурсия в комнату сказок | педагог-психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Беседа «профессия художник», экскурсия на выставку с репродукциями картин русских художников | педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Беседа «Профессия – музыкант, профессия – певец», экскурсия в музыкальный зал | педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель |
«Мы – часть природы!» | |
Беседа «Сельскохозяйственные профессии», викторина «Угадай кто я» | педагог-психолог, воспитатели |
Беседа «Профессия – садовод, профессия – лесник», просмотр презентаций «Сады России», «Красота леса» | педагог-психолог, воспитатели |
Беседа «Профессия – ветеринар», чтение сказки Чуковского «Доктор Айболит» | педагог-психолог, воспитатель |
Викторина «Мой четвероногий друг» | педагог-психолог, воспитатель |
«Мой город – Старый Оскол!» | |
Беседа «Знай и люби свой край» | воспитатель |
Беседа «Промышленные предприятия нашего города» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – сталевар», посещение выставки с изображениями, картинами и фотографиями «Промышленные предприятия нашего города» | педагог-психолог, воспитатель, старший воспитатель |
Беседа «Профессия – геолог», просмотр презентации «Человек и камень» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Профессия – сварщик, профессия – каменщик» | педагог-психолог, воспитатель |
Беседа «Кондитерская фабрика «Славянка» «Профессия – кондитер», рисование «Кондитер» |
педагог-психолог, воспитатель |
Викторина «Всегда найдётся дело для умелых рук» | педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель |
«Все профессии нужны, все профессии важны!» | |
Беседа «Кем ты хочешь быть?», подготовка к изготовлению большого коллажа «Все профессии нужны, все профессии важны!» | педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель |
Изготовление большого коллажа «Все профессии нужны, все профессии важны!».
Торжественное награждение воспитанников подготовительных групп грамотами. |
педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, заведующий, родители |
Литература:
● Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
● «Учите, играя» А.И. Максаков, Г.А. Тумакова
● Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина
● Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник
● «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Р.С. Буре
● «Трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова