Социальное волонтерство «Добрые сердца»

(из опыта работы)

Ковалева Ирина Викторовна
Черемисинова Анна Владимировна
Корнилаева Наталья Юрьевна
воспитатели
МБОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольский городской округ

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

ФГОС ДО неоднократно указывает на значимость позитивной социализации ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде.

 На сегодняшний день, многие детские сады внедряют в работу технологии, направленные на позитивную социализацию дошкольников, где прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, развития творческого потенциала в обществе. Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, приобрести социальный опыт в волонтёрской деятельности возможно через оказание помощи младшим дошкольникам.      На основе такого опыта у детей формируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие. Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Старшие дошкольники часто замечают, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад. Мы объяснили им, что маленькие дети еще не привыкли к детскому саду и очень расстроены расставанием с мамой. Совместно с детьми мы подумали о том, что могли бы помочь детям младшей группы. Поэтому возникла идея создания детского волонтерского движения.

  Считаем, что создание волонтерского движения детей старшей группы по их собственной инициативе, привело к более эффективному формированию у них социально -значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность.

Рекламное сообщение

  На базе МБДОУ № 10 «Светлячок» было создано волонтёрское движение «Добрые сердца», объединив педагогов ДОУ и детей дошкольного возраста для позитивных установок на добровольческую деятельность в условиях ДОУ, путем ознакомления с различными видами социальной активности.

      Весь процесс деятельности волонтерского движения мы разделили на три блока:

 -первый блок- разработка комплекса педагогических мероприятий работы с участниками, в рамках детского волонтерского движения «Добрые сердца», при котором происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших детей к младшим в условиях ДОУ;

 -второй блок- ознакомление детей с практическими навыками участия в волонтерском движении;

  -третий блок- создание условий для формирования нравственных качеств (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельности, инициативности, ответственности, позитивных установок на добровольческую деятельность, путем ознакомления дошкольников с различными видами социальной активности.

          Практика общения детей показывает, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому технология организации волонтерской деятельности детей старшей группы в условиях ДОУ предполагает три этапа:

I этап – социально-психологическая подготовка маленьких волонтёров (моделирование игровых ситуаций, которые позволили актуализировать для детей такие понятия как «помощь», «доброе дело»);

II этап – развитие деятельности волонтёрского отряда, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрской деятельности отряда.

     На организационно -ознакомительном этапе была создана «Школа волонтёров». В доступной для детей форме обсуждались вопросы: «Что такое волонтёрство?», «Кто может быть волонтёром?», «Как мы можем помочь малышам?», «Чему мы можем научить малышей?». Дети активно обсуждали название команды, возможные темы и подготовку к деятельности волонтёрского отряда.

  Первой акцией «Я-твой друг, и ты-мой друг!», стал поход в младшую группу. Маленькие волонтеры учились общению с малышами, поиграли с ними в игру «Хоровод с куклой», «Солнышко и дождик», «Веселый мяч», «Лесковые имена» и провели мастер-класс «Рисование солнышка ладошками». Дети получили позитивный опыт общения с малышами, у них появился интерес к волонтерской деятельности. Были проведены совместные подвижные игры, утренние зарядки, что способствовало созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе малышей.

     Деятельность волонтерского отряда осуществлялась по разработанному плану. В процессе составления плана мероприятий   учитывались интересы, выдвинутые предложения детей.

Совместно с маленькими волонтерами мы разработали и осуществили три мероприятия:

  1. «Сказки в гостях у малышей»

Инсценировка сказок «Теремок», «Репка» способствовала развитию у детей эмоциональной сферы, созданию положительного эмоционального фона, формированию доброжелательных отношений между старшими и младшими дошкольниками.

  1. «Будь здоров –без докторов!»

    При проведении беседы в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что и как мы можем рассказать малышам о здоровом образе жизни?», «Что можно сделать, чтобы им было интересно? В результате коллективной деятельности, дети подготовили и провели для малышей акцию: «Будь здоров!», провели зарядку и научили малышей правильно мыть руки. Также были проведены дыхательные и пальчиковые гимнастики.

  1. «Безопасная дорога»

    При проведении беседы в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ПДД?», «Что и как мы можем рассказать малышам о правилах дорожного движения?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили элементарные правила дорожного движения?» В результате, дети-волонтёры подготовили и провели для малышей совместные подвижные игры «Красный-зеленый», «Цветные автомобили»,» Воробушки и автомобили» и др., провели совместную прогулку по территории детского сада, а также организовали и провели акцию «Юный пешеход».

      Анализируя проведенную работу, можно сделать вывод, что может дети еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе уже полученного опыта в волонтерской деятельности у них заметно начинают формироваться нравственные качества (доброта, отзывчивость, взаимопомощь).

     Мы считаем, волонтерское движение для детей дошкольного возраста имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Разнообразные формы работы помогают поддерживать стойкий интерес к волонтерской деятельности у всех участников образовательного процесса, а самое главное, наши воспитанники становятся более милосердными, умеющими сопереживать, сочувствовать и оказывать помощь ближнему.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь