СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЛОГОРЬЯ, Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

Бирюкова Галина Анатольевна
Фомина Юлия Евгеньевна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Город Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

Секция 1 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Название – СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЛОГОРЬЯ, Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека.

Главной задачей современного дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию окружающей действительности, воспитать в детях любовь к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Назначение регионального компонента – защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав  подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Рекламное сообщение     

Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Таким образом, цель регионального компонента — развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории.

Парциальная программа «Мир Белогорья, я и мои друзья» направлена на создание условий для социально-коммуникативного развития детей с учетом социокультурных традиций Белгородской области. Изменение образовательного  поля ребенка на уровне социально-коммуникативных игровых технологий, безусловно обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, но также и обновление сознания педагога. В основу программы заложены игровые технологии, ориентированные на приобретение ребенком социального опыта, они вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают освоение коммуникационных умений. Игры дают  возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоциональных проявлений, а также помогают ребенку осваивать духовные и общечеловеческие ценности.

Задачами программы являются формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и России. Представление о социокультурных ценностях, традициях и праздниках; развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях (различия между людьми разного возраста и пола, настроения, чувства и переживания, взаимоотношения между людьми);  расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белгородской области. Научные основы программы ориентированы на культурологический, деятельностный, региональные подходы. Отечественная наука рассматривает социальнозкоммуникативное развитие как результат «врастания» ребенка в культуру (Л.С.Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т.Кудрявцева). Ребенок  не только присваивает, но и творит культуру в виде  новых  социальных способностей, к которым относится творческое воображение, ориентация на позицию другого человека, нормативная регуляция, социальный опыт, толерантное отношение к себе и подобному, уважительное отношение к достояниям культуры.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников должно осуществляться в процессе активной деятельности. Оно органично связано с возрастными новообразованиями, с особенностями  развития личности ребенка. с окружением, с формирующимся личным социальным опытом.

 Поэтому содержательные компоненты программы строятся на самых разных видах детских игр. Игра – это прием организации деятельности детей на занятии или набор приемов, выстроенных в логике как изучения заданного программного материала так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

В программе  «Мир Белогорья, я и мои друзья» представлены такие виды игр как имитационные, операциональные  игры, организационно-деятельностные, ролевые, деловой театр, дидактические игры. дидактические игры из блоков «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой город (поселок, село)», «Моя Белгородщина» могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, воспитателями в непосредственно-образовательной деятельности и режимных  процессах. В процессе организации целенаправленных бесед с детьми, необходимо отметить, что организация качественной полезной игры сложный и кропотливый процесс, поэтому педагог должен овладеть этим искусством. Уметь проектировать процесс игровой деятельности, определить цель. Сформулировать правила. Организовать пространство. Наметить линию развития сюжета. Подобрать игровой реквизит. Организовать начало и подвести итог игры.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь