Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в специально организованной образовательной среде
Фомина Е.Н., воспитатель
Онищенко Е.Ю., воспитатель
Вопельник О.М., учитель-логопед
МБДОУ ДС №10 «Светлячок, г. Старый Оскол
Одной из важнейших потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые служат базой для развития личности ребенка. Однако изучение и анализ проблемы развития речевых навыков и познавательной активности у детей показал, что уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме, дети говорят все хуже и меньше, отмечается несформированность связной речи. На этом фоне наблюдается комплекс социально-психологических проблем: незрелость эмоционально-волевой сферы), коммуникативная некомпетентность (неумение вести диалог, вступать в игровые, деловые и речевые контакты и др.). Как известно весь комплекс перечисленных проблем одновременно является показателем интеллектуальной и социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению, что в свою очередь актуализирует проблему формирования познавательной и речевой активности детей, воспитание творческой личности еще в период дошкольного возраста.
Создание условий для развития у дошкольников умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи, самостоятельно получать информацию, необходимую для решения проблем, стало одним из основных направлений деятельности педагогов дошкольного учреждения.
К педагогическим условиям развития связной речи, повышения познавательной активности у детей следует отнести постоянное обогащение опыта, расширение знаний ребенка, которые он получает непосредственным и опосредованным путем в специально организованной образовательной среде. отражающей историю, культуру и быт родного края.
В группе была специально организована образовательная среда, представленная несколькими центрами, ориентированными на познавательно-речевое и социокультурное развитие детей. Процесс познания региональной культуры и истории представлен центром «Край, в котором я живу», содержанием которого стали фотоматериалы и эскизы социальных, природных, географических, культурных объектов родного края.
Содержанием центра книги стали познавательные издания, развивающие пособия, произведения белгородских и старооскольских поэтов и писателей, иллюстрации.
Созданный совместно с родителями макет «Русская изба» отражает быт, традиции и обряды русского народа, жизнь наших предков.
Ресурсами образовательной среды также стали дидактические игры, разнообразные игровые пособия и оборудование, картины, подобранные с учетом регионального компонента. Кроме того, для организации познавательно-речевой деятельности детей оформлены альбомы, экспонаты, позволяющие познакомиться не только с историей и культурой, но и природными особенностями своего региона.
Для развития речевого творчества и активизации познавательной активности были подобраны разнообразные методы и приемы, которые включали в совместную деятельность с детьми, а также самостоятельную деятельность детей. Так, знакомя детей с профессиями нашего города, организовывали содержание и формы ролевого общения в сюжетных играх. Например, в игре «Путешествие по городу» задавали «ребенку-прохожему» вопросы, требующие самостоятельных оригинальных ответов: «подскажите, как проехать до железнодорожного вокзала?», «Где находится детский сад №10», «Где можно отдохнуть с ребёнком» и т.д.. То есть, используя этот прием, решается сразу несколько задач: обучая детей рассуждению и развивая диалогическую речь, брали на себя функцию планирования высказывания, конструировали из диалога монолог вместе с ребенком.
Кроме то, были использованы и такие приемы для развития речевого творчества детей, как придумывание продолжения и окончания рассказа, рассказы по аналогии, сказки-кальки, творческий пересказ от лица литературных героев, игры-драматизации, составление предложений с помощью разрезной книжки, «Кубик действий» и другие.
Важным фактором становления и развития познавательно-речевой активности воспитанников для нас стало содержание образовательной деятельности, направленное на развитие познавательных процессов, как инструментов познания окружающего мира, которые позволяли отражать творческие проявления детей в речевой деятельности через организацию совместного решения творческих заданий, требующих непременно речевого сопровождения. Например, исследовательская деятельность «Удивительные существа Белгородчины», в ходе которой дети познакомились с насекомыми и необычными животными нашего края. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей, которые из помещения группы перешли на территорию детского сада, где дети проводили собственные наблюдения, делали выводы, решали проблемные задачи и с удовольствием играли в подвижные и речевые игры.
А итогом этой деятельности стало создание совместной взросло-детской книги «Птицы нашего края», в которой представлено речевое и художественное творчество наших воспитанников.
Организация работы с макетом «Русская изба», была направлена обогащение словаря и развитие связной речи и включала следующие игры и упражнения: «Крестьянский быт» (составление описательного рассказа);
«Знакомство с кухонной утварью» (многообразие предметов домашнего обихода русского народа, их названия и назначение, различение предметов по характерным признакам); «Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями» (устное народное творчество (пестушками, потешками, колыбельными) и др.
Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма также обогащает словарь.
Знакомя детей с народным костюмом, мы решаем несколько задач: дети получаю познавательную информацию о быте людей, их обычаях и традициях; обогащают запас слов и познают смысл выражений дошедших до наших времен; учат любить свой край и гордиться его своеобразием; развивают творческие способности, способствует воспитанию уважения к истории и традициям России.
В своей работе используем разные формы организации знакомства детей с народным костюмом: рассматривание иллюстраций народных костюмов Старооскольского района; виртуальные экскурсии в краеведческий музей; совместно с родителями организовываем «Бабушкины посиделки», на которых знакомим с предметами одежды; составляем рассказы-описания, проводим беседы и т.д. Результатом работы по ознакомлению с русским народным костюмом стало изготовление совместно с родителями замечательного пособия «Русский народный костюм староосколья».
Таким образом, специально организованная образовательная среда, отражающая историю и культуру родного края, способствует воспитанию у детей интереса к истории и культуре родного края, а также речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Именно поэтому родная культура, традиции народа как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.